Церковь преследовала Галилея, поскольку концепция Вселенной, в которой Земля не занимает центрального места, противоречила Никейскому Символу Веры. С позиции XXI века действия церковников, угнетавших Джордано Бруно и Галилея, утверждавших, что Земля вращается вокруг Солнца, кажутся проявлением мракобесия и ограниченности. Однако, если взглянуть на эту проблему непредвзято и с учетом знаний, которые накоплены человечеством к началу третьего тысячелетия, можно понять преследователей. Концепция, в которой Земля является лишь одной из планет, ставит под сомнение догматику о Троице и Единосущности Христа, закрепленную на Вселенских Соборах в Никее (325 год) и Халкедоне (451 год).
Если Земля лишь одна из планет, возникает вопрос о существовании жизни на других небесных телах. Интерес к жизни на других планетах солнечной системы стал актуален с момента, когда Марс, Венера, Сатурн и Юпитер, согласно учению Коперника, были признаны вращающимися планетами. С расширением знаний о Вселенной вопрос о жизни на других планетах стал всё более естественным. Гипотеза о существовании инопланетной жизни перешла в уверенность, и инопланетяне стали неизменной частью научной фантастики. Ученые ведут упорные поиски внеземного разума, используя разнообразные методы.
С учетом колоссальных размеров Вселенной, оцененных в миллиарды световых лет, вероятность того, что среди ста миллиардов звезд в аналогичном количестве галактик в видимой части Вселенной нет ни одной, на которой могла бы существовать жизнь, представляется крайне низкой. Следовательно, существует не только человеческий разум, но и другие разумные существа, обитающие в нашей Галактике и миллиардах других. Но если в мире есть внеземной разум, а Вселенная, как уверены верующие, была создана Господом, возникает вопрос: уникально ли человеческое существо среди разумных существ?
Ответ на этот вопрос предполагает, что человечество — не более чем одно из разумных созданий, а убежденность в своей исключительности — лишь выражение гордыни. Данная точка зрения подтверждается тем, что человек, как разумное существо, находится далеко от совершенства и скорее напоминает набросок разумного существа, чем «венец творения». Но если это так, то почему Господь создал только одного Сына по образу и подобию человека? Как мог Он не позаботиться о других разумах, оставив их без «Смотрящих»?
В таком случае вопрос о наличии не троицы, а множества Божественных сущностей, где n — количество разумных существ во Вселенной, становится актуальным. Возможно ли, что каждому разумному существу на других планетах был дан свой «Сын» по образу и подобию их? Эти вопросы открывают новые перспективы для понимания природы Божественного.
Руководители Церкви эпохи Возрождения были образованными и умными людьми, знакомыми с диспутами и обсуждениями. Вероятные проблемы с догматами о Троице и Вочеловечении Христа в свете признания Земли одной из планет, могли быть очевидны для Отцов Церкви. Поэтому инквизиция, преследовавшая Бруно и Галилея, а также запрещавшая учение Коперника, не вызывает удивления. Однако удивительно, что эти вопросы не обсуждаются в современном обществе.
Не включение таких тем в образовательные программы и отсутствие их обсуждения на телеэкранах, в учебных заведениях и на амвонах оставляет интересующихся без ответа. История (не)принятия церковью гелиоцентрической модели мира сама по себе является поучительной. 24 февраля 1616 года Инквизиция вынесла вердикт о том, что утверждение о вращении Земли вокруг Солнца является «нелепым и абсурдным с философской точки зрения» и подлежит осуждению как еретическое. Позднее, 5 марта, было запрещено издание книг, утверждающих гелиоцентризм как реальность, что показывает нежелание Церкви принимать научные открытия, противоречащие установленным догматам.