Вопрос о необходимости составления черных списков учителей, участвовавших в фальсификации выборов, остается открытым. Аргументы противников этого подхода часто сводятся к сравнению с репрессиями сталинской эпохи. Однако я твёрдо убеждена, что такие списки действительно нужны.
Конечно, речь не идет лишь о педагогах. Списки должны охватывать и судей, и прокуроров, и полицейских. Но в отношении учителей ситуация особая. Вот он, человек, который обманул и исказил результаты, и, уверенно полагая, что его действия остались незамеченными, продолжает обучать наших детей. В стране, где честность требует от человека актов подвига, общество должно выразить своё осуждение. Не скрепя сердце протянуть руку, а действовать решительно – это подход, который мы должны взять на заметку.
Как же иначе восстанавливать институт репутации? Когда твое достоинство не защищено ни правосудием, ни выборами, остаётся одно — бороться в одиночку с ложью. И вот, в какой-то момент, оказывается, что ты не один. Вас, людей с белыми ленточками или без, тысячи, если не миллионы. Но лжецов все еще больше. Поэтому единственное, что мы можем сделать, — это называть их поименно.
Не стоит жаловаться на возможные последствия для учителей, таких как увольнение. А что, разве работа ценнее доброго имени? Вспомним Сергея Магнитского, который, сохраняя честь юриста, погиб в тюрьме. И здесь речь о работе. Мои коллеги в КРЖ тоже иногда выражают недовольство: «Не напишу правду — меня уволят». Но ведь журналистика — это не редкая профессия. Зоя Светова, к примеру, уже долгое время пишет о самых ужасных нарушениях, а Анна Политковская расплатилась жизнью за свою правду.
Репутация — это то, что должно занять центральное место в нашей иерархии ценностей. В противном случае, нам не избежать печальной участи.
