В последнее время начали циркулировать слухи о готовящихся радикальных решениях в области пенсионной реформы. В выступлениях нового министра труда и социального развития можно было уловить основные мотивы этих изменений. Идеи, озвученные министром, перекликались с мнениями руководителей Центробанка, а ранее их высказывал в должности министра Михаил Зурабов. Суть предложений заключается в том, чтобы избежать излишней сложности, отказавшись от «изысков» уже принятых решений. В частности, предполагается вернуться к единой распределительной системе, где накопленные пенсионные суммы будут возвращены в распределительную часть, а пенсии будут выплачиваться по принципу солидарности поколений, как это было в советское время.
Если граждане согласятся на добровольное накопление средств на старость, государство будет дополнять эти накопления суммой в 1 000 рублей на каждые 1 000 рублей добровольных взносов, но не более 12 000 рублей в год. Эта идея уже нашла отражение в соответствующих решениях. Таким образом, можно ожидать, что проблема дефицита пенсионного фонда будет решена. Признаюсь, услышав эти предложения от уважаемых мною людей, я задумался о том, не стал ли я слишком привержен к старым подходам, принятым в бурные реформаторские времена. Возможно, мы безосновательно заимствовали эти модели из других стран?
Увы, дальнейшие размышления заставляют меня сомневаться в эффективности предложенного решения. Кажется, это лишь попытка избежать сложной проблемы, которая не имеет простых и популярных решений. Главная суть заключается в том, что нынешняя пенсионная система, как и советская, была рассчитана на значительное преобладание числа работающих над числом пенсионеров. В 1960 году, когда была принята эта система, пенсионеры составляли всего 12% от общего числа населения. Сегодня эта цифра выросла до 27% и продолжает увеличиваться.
Дефицит пенсионного фонда будет возрастать, и необходимо отказаться от мысли, что можно обойтись без: 1) повышения пенсионного возраста; 2) изменений в финансировании льготных пенсионеров; 3) обязательных взносов граждан на их пенсионные счета на протяжении всей трудовой жизни, как это делается в большинстве других стран. Все эти вопросы рано или поздно придется решать, и лучше, если это произойдет не слишком поздно.
К чему ведет такая ситуация? Согласен, есть определенная категория граждан, которые не нуждаются в государственной пенсии и могут самостоятельно формировать свои сбережения на старость. Однако возникает вопрос: как отделить эту категорию от большинства, для которых государственная пенсия критически важна? Необходимо учитывать, что именно такие граждане чаще всего нуждаются в помощи, особенно те, кто получает низкую заработную плату, например, бюджетники, включая учителей и медиков.
Не стоит откладывать решение сложных вопросов в долгий ящик. Эти проблемы могут обернуться серьезными последствиями.