Прошлый раз мы закончили разговор, по сути прервав его, обсуждением русской культурной матрицы и проблемы преодоления культурного барьера. Сегодня я хочу продолжить эту тему, исключительно важную для нас. Это объясняется тем, что в мире, который подвергается серьёзным тектоническим сдвигам, многие страны и народы ищут своё новое лицо, позволяющее использовать открывающиеся возможности, не допустить потерь и сохранить своё достоинство. Россия тоже должна решать сходные задачи и ответить на вызовы нового века.
В этой связи рассмотрим важные аспекты того, что называют «русской культурной матрицей». Близкое понятие – это русский национальный характер, его особенности, сформировавшиеся за тысячелетнюю историю. За основу возьмем книгу Татьяны Ивановны Заславской, замечательного учёного-социолога, изданную в 2004 году «Современное российское общество. Социальный механизм трансформации». В ней на страницах 58–62 она характеризует семь черт русского национального характера:
- Сакральное восприятие власти и государства. Предпочтение сильному государству, готовность терпеть его суровые методы управления: «иначе с нами нельзя».
- Анархические склонности. Понимание свободы как воли, как вседозволенности, без связи с ответственностью.
- Низкая цена человеческой жизни и личности. Неуважение к достоинству личности, предпочтение общим, коллективным интересам. Подавление прав личности допустимо.
- Неуважение к законам. Уверенность, что законность – это формализм, препятствующий справедливости. Отсюда правовой нигилизм.
- Сдержанное отношение к частной собственности и богатству. «Честным трудом разбогатеть нельзя», и можно только обманом и несправедливостью. Больше ценятся справедливость, равенство и взаимопомощь.
- Относительная слабость достижительных ценностей. Низкий престиж образования, профессионализма, карьеры и успеха. Распространённость нерационального поведения, склонность к бессмысленному риску, фатализму. «Русская рулетка».
- Низкая ценность труда. Нелюбовь к систематической работе. Склонность к чередованию периодов интенсивного труда с крайним напряжением и длительного безделья с пьянством и загулами. Низкая трудовая дисциплина.
Этот список не исчерпывающий, и его можно дополнить многими свойствами – как положительными, так и отрицательными. Однако сейчас важнее то, что Татьяна Ивановна, истинный патриот, выделила не самые гордые свойства русского характера. Далее она пишет о факторах, которые формировали эти свойства в условиях нашей страны.
- Огромность территории способствовала анархичности и пониманию свободы как вседозволенности;
- Суровые природно-климатические условия, короткое лето и длинная зима – низкая ценность труда и неготовность к длительному напряженному труду.
Кстати, эти свойства давно преодолеваются в условиях хорошо организованного промышленного производства. Остальные из этих характеристик обусловлены подавляющей волей государства, которое сохранило за собой с Московского царства все прерогативы монгольской Орды, ничего не уступив народу после освобождения от иноземного ига.
Это и является изначальным отличием между странами, расположенными к Западу от нас, где было больше условий для самодеятельности, самоорганизации и самоуправления, и Россией. И до сих пор мы готовы мириться с социальной иерархией, диктующей доминирование отношений господства и подчинения. В западных странах же на протяжении многих веков преобладают сетевые, равноправные отношения, опирающиеся на культуру торговли, а не аграрной экономики, где естественна социальная иерархия.
Мы уже начали строительство рыночной экономики. Теперь, чтобы сделать её эффективной, необходимо опереть её на конкуренцию, как экономическую, так и политическую (демократию), а также на верховенство права, преодолевая правовой нигилизм.
В сущности, добиться этого – значит преодолеть культурный барьер, ввести в русскую национальную культуру свойства, позволяющие добиваться успеха как людям, так и странам в современных условиях. Нет никакой обреченности в трудностях этой задачи. Англичане, французы и немцы тоже не всегда уважали закон и терпели конкуренцию. Но мы теперь можем воспользоваться их опытом. Ничего зазорного в этом нет. Просто трудно выкорчёвывать из самих себя культурную отсталость. Иногда кажется, что тем самым мы унижаем себя. Но это лишь предрассудок.
