В российских СМИ появились прогнозы экспертов о возможном росте тарифов на пригородные перевозки. Сообщается, что в центральных областях страны стоимость билетов на электрички может увеличиться на 15% уже в этом летнем сезоне. Скачок цен связывают с намерениями ОАО «РЖД» продать свою долю в пригородных пассажирских компаниях (ППК) частным инвесторам.
Подобные прогнозы, на первый взгляд, могут вызывать общественное беспокойство, однако основаны они скорее на предположениях и отдельных мнениях, чем на фактических данных. Согласно действующему законодательству, тарифы на пригородные перевозки устанавливаются субъектами федерации, и изменения в структуре собственности ППК не влияют на этот процесс.
В качестве иллюстрации можно привести пример продажи 25% плюс одна акция ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» правительством Москвы компании ООО «Московская пассажирская компания» (МПК) в 2011 году. Эта сделка не оказала никакого влияния на стоимость проезда в электричках.
Стоит отметить, что, несмотря на существующие тарифы, пассажиры регулярно жалуются на отмены электричек и неудовлетворительное состояние подвижного состава. Региональные власти, похоже, еще не осознали своей роли в регулировании пригородных перевозок: именно они отвечают за определение количества поездов, необходимых для перевозки пассажиров.
Также не решена вопрос безубыточности пригородных перевозок, из-за чего компании не могут обновлять парк подвижного состава. В некоторых регионах игнорируют необходимость участия в компенсации убытков железнодорожников. Мы не снимаем с себя ответственности, но сталкиваемся с замкнутым кругом: существуют обстоятельства, не зависящие от РЖД, которые препятствуют решению проблемы пригородных перевозок в целом, привлечению частных инвестиций в данный сегмент и улучшению качества сервиса.
Все рассуждения на эту тему по сути представляют собой спекуляции на социально болезненной теме.
