Недавно я посетил Щербинку, где проходил Пятый международный железнодорожный салон «ЭКСПО-1520». Это крупнейшая специализированная площадка для предприятий транспортного машиностроения, работающих по стандарту железнодорожной колеи 1520 мм. На выставке были представлены новейшие образцы локомотивов, вагонов, а также инновации в области железнодорожной инфраструктуры и сопутствующих технологий. Особенным моментом стало то, что новинки можно было увидеть в действии на динамической экспозиции, что произвело большое впечатление.
Прежде всего, приятно осознавать, какой значительный прогресс отрасль достигла за последние десять лет, прошедшие с тех трудных 90-х годов. Это внушает оптимизм. Во-вторых, выставка наглядно демонстрирует результаты работы РЖД как основного заказчика продукции транспортного машиностроения. В настоящее время компания реализует масштабную программу модернизации. Например, в 2003 году было закуплено всего 55 новых локомотивов, а по итогам 2013 года планируется закупить уже 803 – это почти в 15 раз больше!
Закупочная политика ОАО «РЖД» ориентирована на продукцию отечественных машиностроительных предприятий. Мы предпочитаем долгосрочные соглашения, что способствует сохранению и наращиванию производственных объемов, а также стимулирует разработки техники мирового уровня. Потребность РЖД в передовой технике особенно актуальна в свете последних решений государства относительно развития высокоскоростных магистралей, инфраструктуры Транссиба и БАМа. Также мы активно поддерживаем создание совместных производств и интеграцию наших предприятий в международную технологическую цепочку.
Многие из технологий, представленных на салоне в Щербинке, стали результатом сотрудничества с ведущими зарубежными компаниями. Значительный вклад в разработку инновационной техники вносят инжиниринговые центры, созданные российскими машиностроителями совместно с «Сименс», «Альстом», «Татравагонка», «Жейсмар», «Кнорр Бремзе» и другими. Интерес иностранцев к нашему рынку также растет: за пять лет проведения салонов в Щербинке число иностранных компаний увеличилось в восемь раз! Особенно активно представлены разработчики железнодорожной техники из Франции, Германии, Швейцарии и Чехии.
Это свидетельствует о глобализации транспортного машиностроения. Совместная работа профессионалов из разных стран становится трендом времени, когда инновационный продукт создается благодаря усилиям многих. Такое сотрудничество является объективным и, в целом, неизбежным процессом, который способствует повышению конкурентоспособности российской железнодорожной отрасли.
Кстати, «ЭКСПО-2013» в выходные открыт для всех желающих. Рекомендую посетить – будет интересно, и вы сможете узнать много нового. В программе предусмотрены экскурсии и даже мероприятия для детей.