На мой предыдущий пост поступило замечание от доктора А.Гааза из Питера, который предложил обсудить состояние здравоохранения в России в более широком контексте. Сегодня для этого есть веская причина – опубликовано решение последнего Политкомитета партии «ЯБЛОКО», поддерживающее меморандум «О государственной политике охраны здоровья и реформировании системы здравоохранения» (полный текст доступен на сайте «ЯБЛОКА»).
В документе подчеркивается, что углубление кризиса социальной сферы, общественного здоровья и здравоохранения выражается в беспрецедентном сокращении численности населения (депопуляция) и ухудшении его качества (здоровья и развития), деградации окружающей среды и неспособности здравоохранения защитить жизнь и здоровье граждан. Эффективность деятельности государственной системы здравоохранения снижается, в то время как растет объем платных медицинских услуг и неформальных платежей, делая многие виды медицинской помощи недоступными для граждан.
В условиях неформальных платежей и поборов профессия врача, медицинской сестры и их семей теряет свои защитные функции. Это приводит к нарастанию профессиональной деградации значительной части медицинского персонала. Существующая система здравоохранения была создана как вертикально выстроенная структура для нужд народного хозяйства на основе планово-мобилизационного распределения ресурсов. Перераспределение полномочий и ответственности, инициированное правительством в рамках административной реформы, привело к дезорганизации в оказании медицинской помощи.
Суть медицинской деятельности заключается во взаимодействии врача и пациента. Защита интересов как пациента, так и медицинского персонала должна стать основой модернизации национальной системы здравоохранения. Государство обязано через систему здравоохранения создавать и поддерживать политические и организационно-экономические условия для этого.
Необходимо обеспечить реальные права пациента на выбор лечащего врача, медицинской и страховой организации. Система здравоохранения должна соответствовать социально-экономическим интересам пациента и профессионально-экономическим интересам врача. Пациент должен иметь право распоряжаться средствами, выделяемыми государством и обществом на медицинскую помощь, включая средства с лицевых медицинских счетов, поступающих от страхования и благотворительных фондов.
Кроме того, пациент и его семья должны иметь возможность объединять медицинские страховые финансы в интересах одного из членов семьи. Оплата труда медицинского персонала должна варьироваться в зависимости от сложности и напряженности работы, а также востребованности специалистов со стороны пациентов. Как коммерческие, так и некоммерческие автономные медицинские организации должны работать по государственным муниципальным заказам и получать налоговые льготы.
Развитие самоуправления медицинской деятельности должно сочетаться с созданием попечительских советов и другими формами участия населения в управлении здравоохранением. Профессиональные объединения должны обеспечивать высокие стандарты среди специалистов. Предлагаемые изменения в организации медицинской помощи позволят устранить декларативность бесплатной медицины, сформируют механизмы, соответствующие новым экономическим, правовым и политическим условиям, и мотивируют граждан, домохозяйства и работодателей к здоровью, профилактике и активному образу жизни. Это даст возможность перейти от системы здравоохранения населения к системе охраны здоровья каждого гражданина России.