Черкесская диаспора в Сирии обратилась к России с просьбой предоставить возможность вернуться на Кавказ. Множество черкесских организаций в России направили призыв к Президенту Дмитрию Медведеву. Хотя он лично не ответил, видно, что поручил этот вопрос другому ведомству. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко провела совещание, посвященное возвращению сирийских черкесов. Властям Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии разрешено встречаться с представителями сирийской диаспоры и обнадеживать их. Весь черкесский мир ждет, когда Кремль примет решение. Ожидание затянулось на несколько месяцев, но реальных шагов пока не сделано. Каковы перспективы этого процесса?
2012 год начался для Кремля со многими политическими вызовами как внутри страны, так и за ее пределами. Однако одна крупная удача могла бы изменить ситуацию — сирийские черкесы попросили убежище в России. Это шанс, который может позволить России решить две важные задачи. Во-первых, это помогло бы снять черкесскую проблему, связанную с сочинской Олимпиадой. Во-вторых, Россия могла бы изменить свой международный имидж, став гуманным добродетелем, спасающим страдающее черкесское меньшинство, а не авторитарным союзником, поддерживающим кровавый режим.
Черкесский вопрос обострился на фоне предстоящей зимней Олимпиады в Сочи — последней столице Черкесии, потерянной в 1864 году. Проведение Олимпиады совпадает с 150-летней годовщиной победы России над Черкесией, которую черкесы воспринимают как годовщину геноцида. В 2010 году грузинский парламент признал геноцид черкесов, что стало серьезным промахом российской дипломатии. Москва ничего не предприняла, надеясь, что Грузия блефует. В то же время у России были возможности надавить на Тбилиси через Брюссель, как это было в случае с вступлением России в ВТО.
Аналогичные просьбы о признании геноцида черкесов продолжают поступать в Европарламент и Эстонский парламент. Если Москва продолжит игнорировать черкесский вопрос, к 2014 году Сочи может быть признан городом, где был совершен геноцид черкесов, что может привести к отмене Олимпиады. В начале подготовки к Олимпиаде черкесские лидеры стремились участвовать в мероприятиях, чтобы легитимировать ее. Президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков предлагал провести часть соревнований на Эльбрусе, а президент Адыгеи Аслан Тхакушинов — использовать курорт Лаго-Наки.
Однако Кремль жестко пресек все эти предложения, в результате чего regional лIDеры больше не поднимают вопрос о Сочи. Стремительные меры давления и запугивания заставили замолчать практически всех черкесских активистов в России. В недавнее время лидер «Черкесского конгресса» Мурат Берзегов был предупрежден о том, что его запишут в экстремисты, если он продолжит свою активную позицию.
Внешние службы России активно работают с черкесской диаспорой. Некоторые из них не поддаются убеждению, а запугать их невозможно, так как они граждане других стран. Российские дипломаты пытаются маргинализовать анти-российскую часть черкесской диаспоры, привлекая на свою сторону наиболее влиятельных зарубежных черкесов. Однако этот метод имеет серьезный недостаток — он сосредоточен на индивидуумов, в то время как Россия не предпринимает конкретных шагов для разрешения самой черкесской проблемы.
Сирийский вопрос предоставляет Кремлю реальный шанс решить черкесскую проблему в контексте сочинской Олимпиады. Переселение черкесов из Сирии на Кавказ может снизить активность анти-российских настроений в диаспоре и снять напряжение вокруг черкесского вопроса на период до Олимпиады. Возвращение черкесов из Сирии также выгодно России по нескольким причинам.
Во-первых, сирийские черкесы проявляют большую лояльность к России, что объясняется их близостью к сирийскому руководству, традиционно ориентированному на Москву. Во-вторых, их менталитет формирует лояльность к власти, что делает их потенциальными стабилизирующими элементами на Кавказе. В-третьих, большинство сирийских черкесов представляют средний и высший класс, что однозначно принесет инвестиции в регион. Наконец, в религиозном мировоззрении сирийских черкесов нет экстремистских элементов, что делает их возвращение еще более привлекательным для России.
Тем не менее, логика текущей российской внешней политики препятствует возвращению сирийских черкесов. Кремль не может позволить себе помочь черкесам из-за идеологических соображений. Если лояльные черкесы начнут покидать Сирию, это может угрожать стабильности существующего режима и подорвать его авторитет. Кроме того, в случае падения Ассада Москва рассчитывает на черкесов как на опору в формировании новой элиты в Дамаске.
Внутренняя политика России также не допускает возвращения черкесов. Окрепший русский национализм оказывает значительное давление на власть, и объяснить репатриацию одного из кавказских народов будет крайне сложно. Таким образом, стратегия Кремля по вопросу сирийских черкесов сосредоточена на «замораживании» конфликта, который рассматривается как дипломатический капитал для маневров на международной арене. Обещания о репатриации сирийских черкесов остаются лишь на уровне надежд, без каких-либо конкретных механизмов.
