Ученик застрелил учителя и полицейского. Трагедия, скорбь и недоумение. Как, почему?! Ужесточить закон об оружии! Лучше охранять школы! Необходимо прививать культуру детям! В моё школьное время охотничье оружие продавалось свободно, и никто не думал об охране учебных заведений. Никто не слышал о стрельбе в учителя.
К сожалению, реальная журналистика в нашем обществе часто отсутствует. Не были заданы вопросы классному руководителю, завучу и другим о «проклятой четверке» по географии. Я никогда не слышал о том, чтобы у отличника, медалиста и призера олимпиад были трудности с географией, курс которой кажется довольно примитивным и второстепенным для учеников.
Когда и как возник конфликт между учителем, привлекательным тридцатилетним мужчиной, и старательным учеником, мечтающим стать физиком? Как юноша был доведен до такого поступка? Если бы он покончил с собой, это не вызвало бы такого резонанса. Мы на первом месте в Европе по подростковым самоубийствам. Каждый год от 300 до 1500 человек в возрасте от 15 до 18 лет заканчивают свою жизнь (цифры варьируются). 88% из них – мальчики. На втором месте по причинам стоят школьные конфликты. Психологи, врачи и полиция это прекрасно осведомлены. Эта трагедия происходит каждый день.
Дела по обвинению в доведении до самоубийства, как правило, не доходят до суда. Педагог прежде всего должен быть наставником, опорой, психологом и старшим другом. Учитель должен быть любим и уважаем. Мы все знаем, как важна эта роль в жизни школьников.
Преступление совершил ученик, и его жизнь искалечена, не успев начаться. Учитель, подготовивший его к этому, расплатился своей жизнью. Юноша очень уязвим; его чувство справедливости обострено. Стремясь к пониманию, он может ответить любовью, но довести его до крайних поступков легко. А что сделает «школьный психолог», если не изменится отношение учителя к жизни?
В России ежегодно погибает 100 000 молодых людей от наркотиков. Но границу с Таджикистаном не закрывают, а за торговлю героином не расстреливают. Полиция годами пытается закрыть Фонд «Город без наркотиков». Ежегодно в стране убивают около 30 000 человек (чаще всего кухонными ножами и утюгами), столько же гибнет на дорогах, 20 000 человек тонут, а 50 000 пропадают без вести. И наши мыслители с горечью заявляют, что оружия не должно быть вообще.
Это верно, однако у вооруженного человека другая психология, и в местах, где люди вооружены, число жертв ниже. Очень грустно, что трагедии со стрельбой используются для усиления пропаганды беззащитности среди людей. Стрельба на глазах у людей создает иллюзию масштабной катастрофы, хотя такие случаи единичны.
Смерти сотен тысяч, к сожалению, остаются вне внимания СМИ. Лучшая защита учителя – это его любовь к ученикам. Она всегда взаимна. Важно поддерживать престиж профессии, обеспечить достойную зарплату и правовое сопровождение. Нам не хватает взаимной любви, справедливости, честности и участия. Каждый из нас хочет чувствовать свою значимость в стране, городе, коллективе. Постоянно ощущая нехватку денег и свободы, мы задаем вопрос: до чего же нужно довести народ, чтобы он десятилетиями проповедовал: «Только ради Бога, не давайте им оружия, иначе все постреляют друг друга!»