Про литературу в школе

В понедельник в программе «Тем временем» будет разговор о литературе в школе. Я там тоже участвую. Всем, кто будет смотреть: передача записывалась несколько месяцев назад. Естественно, что отреагировать на вакханалию последних дней вокруг новой программы по литературе там не было никакой возможности. О самой же вакханалии скажу пару слов.

Много глупостей совершается ныне, но это – какая-то особая. Со всеми родовыми пятнами тупой и ограниченной какбэ «гуманитарности» по всему телу. С пеной у рта, разрыванием рубахи на груди, криками про попранную русскую культуру, с поисками врагов за рубежом, с неприкрытыми намеками на пятый пункт. С враньем, конечно. И с пафосом, естественно.

Из-за чего же орут – и в разных СМИ, и в ОПРФ? Из-за того, что в школьной программе теперь якобы нет «Медного Всадника», Куприна и Лескова, Крылова и Радищева. А зато есть Улицкая и Пелевин. И еще какой-то подозрительный Эппель. А «Тихий Дон» — всего лишь во фрагментах! Россия в опасности. Шаг до краха. Срочно снять Ливанова, закрыть РАО, четвертовать авторов программы.

Никого из орущих не волнует, что Крылова читают в пятом классе, Куприна в восьмом, Лескова в шестом, Радищева в девятом. Никто не обращает внимания на то, что программа, о которой речь, — для 10 и 11 класса. Никто не помнит, что в 2004 году «Тихий Дон» в стандарт едва протащили – и как раз таки во фрагментах, потому что целиком его ни у одного учителя и школьника нет времени изучить.

Не видят и не замечают, потому что главное для них – в другом. Вот в чем – Пелевин пишет про наркотики, Улицкая про аборты. И вообще они враги народа. А у Эппеля подозрительная фамилия и нет отчества, а пишет он порнографию, которую ждановцы нового призыва, смачно пуская слюни, цитируют из статьи в статью.

Главное в том, что нынешние литературные напостовцы стосковались по литературной дубинке в руках. А до тридцать седьмого года так еще по календарю далеко! Изнывают они без работы. Их на самом деле школа – не волнует. Дети – тоже. Им культура – по барабану. Руки чешущиеся некуда девать – вот и вся причина.

Их в школах – не видать. Их видать в издательствах, которые на школьных учебниках наживаются. Их видать в начальстве разного рода. Их видать на трибунах. Особенно думских. Они же и писатели тоже, без этого никуда. Коллега коллеге глаз выклюет гораздо искуснее, чем человек со стороны.

А если их громкость немножко привернуть, то станет понятно – не случилось ровным счетом НИ-ЧЕ-ГО с выходом программы РАО. Современная литература всегда была в программах, и если учителю надо и он умеет, он Улицкую и Пелевина с детьми давно читает. Такой вот страшный секрет раскрою.

И кстати, про аборты со старшеклассниками приходится говорить и про наркотики, потому что, хотя их в русской классике нет, но в русской жизни – полно. И никакого Лескова и Куприна никуда этот же учитель из программы не убирает при этом. Да и вообще – программу может делать сам учитель и сама школа. Нет обязаловки. Программы все – примерные. Учитель может добавить и сократить – сам. И если ему Эппель не идет – никто его не заставляет.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы