Валерий Приходько: Борьба с инакомыслием, РПЦ и наука.

РПЦ взяла на себя миссию по духовному воспитанию и нравственному возрождению страны. Однако необходимо задаться вопросом о её прошлом. Религия, которая боролась с наукой, тормозила социальный, научно-технический и культурный прогресс, противилась отмене крепостного права, выступала за сохранение телесных наказаний и осуждала стремление женщин к равноправию, не может считаться основой для духовного роста и нравственного возрождения.

Все достижения современности — медицина, технический прогресс, знания о мире — были отвоеваны в длительных и тяжелых боях науки и религии. Говорить о том, что не все религии против науки, неверно. Религиозные деятели могут молчать лишь тогда, когда это не вредит их имиджу. РПЦ когда-то считалась одной из самых терпимых и прогрессивных конфессий; Кирилл в «Слове Пастыря» выражал идеи, с которыми мог бы согласиться любой атеист, включая темы науки и религии.

Тем не менее, сегодня клерикалы ощущают поддержку власти и начинают навязывать свои антинаучные идеи в учебных заведениях, стремясь вернуть страну в прошлое. Отбрасывая объективные истины, открываемые наукой, религиозные деятели подвергали гонениям гениальных людей, которые внесли вклад в развитие знаний, истязая их в застенках инквизиции и сжигая заживо.

В те времена церковь обладала огромной властью и контролировала деятельность ученых, запрещая исследования, которые могли бы поколебать её догмы. Служители религии отвергали научные истины, утверждая, что они противоречат вероучению. Православие на Руси, хотя и не прибегало к сожжению ученых, активно преследовало науку, утверждая, что её развитие ведет к неверию.

В 1740 году, по инициативе М.В. Ломоносова, была издана книга Фонтенеля «Разговор о множестве миров», однако Священный синод признал её «противной вере и нравственности» и изъял. В 1756 году Московский университет хотел издать поэму Александра Поупа «Опыт о человеке», но духовные цензоры нашли в ней «зловредные идеи», и книга была запрещена.

В 1757 году Синод потребовал «приостановить» научную деятельность Ломоносова за его призывы «особливо не ругать наук в проповедях», а в 1764 году был закрыт журнал, который он организовал при Академии Наук, поскольку статьи в нём были сочтены «вере святой противными». Запреты продолжались вплоть до XIX века, когда издавалась литература, объясняющая мироздание научно, но с точки зрения церкви это всё считалось ересью.

РПЦ критиковала гелиоцентрическую систему до начала XX века, а в 1914 году священник Иов Немцев опровергал её ссылаясь на Библию. В 1815 году с «благословения» РПЦ издавалось пособие, положительно отзывавшееся о системе Птолемея, а в 1819 году под запрет попали анатомические исследования.

Преследования продолжались: в 1850 году была запрещена статья о курских ископаемых, в 1863 году — книга И.М. Сеченова, а в 1873 году — труд Геккеля. Даже в конце XIX века «святые отцы» продолжали настойчиво бороться с научными трудениями, запрещая всё, что могло угрожать традиционному взгляду на мир.

Таким образом, религия, которая на протяжении всей своей истории противостояла науке, не может служить основой духовного воспитания и нравственного возрождения страны.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы