Ecoterra Intl и интернет-издание Maritime Bulletin в ближайшее время намерены запустить кампанию, призывающую заинтересованные государства отказаться от лицемерной политики «никаких переговоров с преступниками» и принять активное участие в судьбе своих граждан, оказавшихся в бедственном положении. На днях я дал интервью по поводу ситуации с танкером Olib G, который был захвачен сомалийскими пиратами в начале сентября прошлого года. Ситуация с экипажем, состоящим из 15 граждан Грузии и 3 граждан Турции, крайне тяжелая, и надежды на владельца судна, небольшую греческую компанию, практически нет. Сам танкер изначально предназначался на списание, а компания уже объявила о банкротстве, что делает невозможным выплату выкупа, запрашиваемого пиратами.
Изначально сумма выкупа составляла 15 миллионов долларов, сейчас она снизилась до 9 миллионов, при этом стоимость самого танкера вряд ли превышает 500 тысяч долларов. Владельцы предлагали пиратам выкуп в 100-150 тысяч долларов, но пираты, подогреваемые интересами международных организаций и СМИ, а также политиков ряда стран и ООН, требуют суммы, которые судовладельцы не могут выплатить, даже если разорятся. С прошлого года информацию о суммах выкупа мы узнаем исключительно от самих пиратов, которые включают эти данные в официальную статистику, что ставит под сомнение достоверность таких данных. Это яркое свидетельство того, что борьба с пиратством стала выгодным бизнесом для множества организаций и отдельных личностей. Пострадали же в этом процессе моряки и судовладельцы.
В этом году срок нахождения судов в плену резко увеличился — с 1-2 месяцев в 2009 и 2010 годах до 6-8 и более месяцев. Танкер Olib G уже находится в плену 14 месяцев и, судя по всему, может установить рекорд. Проблема не только в том, что судовладельцы вынуждены торговаться до последнего, не имея возможности выполнить нереальные требования пиратов. Ситуация усугубилась тем, что с весны 2011 года судовладельцы начали массово нанимать вооруженную частную охрану, игнорируя мнение международных морских организаций и ООН, выступающих против этого шага. Таким образом, этот год может стать рекордно низким по количеству захватов: в период с марта по октябрь прошлого года пираты захватили 20 судов, а в этом году — лишь 6.
Пираты пытаются выжать максимальные выкупы из тех немногих судов, которые уже захватили. Я обращаюсь к грузинским СМИ и родственникам моряков танкера Olib G с просьбой связаться с организацией Ecoterra Intl, если у вас есть контакты. Эта организация намерена организовать кампанию за выкуп танкера при поддержке заинтересованных государств, что представляется единственным выходом из сложившейся ситуации — и речь идет не только о танкере Olib G, но и о других судах. Только Ecoterra Intl и Maritime Bulletin выступают против официальной лжи, которая окружает этот вопрос.
Мои контактные данные: e-mail: vmd@odin.tc, тел: +66 895 010574. О финансах речь не идет. Радио Свобода обратилась ко мне за комментарием после публикации новостного агентства Somalia Report, которое разместило статью с фотографиями моряков и требованием пиратов выплатить выкуп в 9 миллионов долларов, угрожая экипажу. Хочу подчеркнуть, что это обычная тактика пиратов, и новостное агентство Somalia Report не вызывает доверия. Это издание было основано американским журналистом Робертом Пэйтоном и стремится монополизировать информацию из Сомали, являясь связующим звеном между заинтересованными в пиратстве организациями и самими пиратами.
Вскоре я планирую опубликовать обзор, посвященный радикальным изменениям в ситуации с пиратством в 2011 году, который будет доступен на английском языке на сайте Maritime Bulletin www.odin.tc. Грузия безусловно является заинтересованным государством, так как ее граждане регулярно попадают в плен к пиратам. Грузии и другим заинтересованным странам следует выступить с инициативой, которая не подразумевает уголовного преследования пиратов, что лишь удовлетворяет интересы преступников, но предлагает международное военное обеспечение торговых судов в опасных водах.
Это реальный шаг, который в десятки раз дешевле, чем содержание военных кораблей в опасной зоне. Гарантом безопасности является наличие вооруженной охраны: ни одно судно с охраной еще не подвергалось захвату. Необходимо прекратить бессмысленную борьбу с пиратством и перейти к защите судов, что приведет к исчезновению самой проблемы. В настоящее время более половины судов нанимают охрану; не делают этого только самые скупые или бедные, и именно их захватывают пираты. Кто будет выкупать моряков этих судов? Ответ на этот вопрос остается открытым.
Экипажи судов Olib G, Iceberg I и Leopard оказались в безвыходном положении, поскольку судовладельцы объявили себя банкротами, не способными выполнить нереальные требования пиратов. Ранее такой ситуации не было. Государства, между тем, безответственно заявляют о невозможности вести переговоры с бандитами или террористами. Мировое сообщество, представляющее собой сообщество стран, не может обеспечить безопасность в мирное время, хотя на самом деле могло бы. Но не хочет, поскольку «борьба с пиратством» стала слишком выгодным делом.
Почему же за ошибки и преступления властей, политиков и международных организаций должны платить частные судовладельцы? Особенно цинично то, что ради сохранения статус-кво и допустимых рамок пиратства, власти и международные организации способствовали тому, что пираты начали требовать нереально высокие суммы. Пиратов открыто поощряли требовать больше, что происходит при активном участии мировых СМИ. Пора положить этому конец.
