История созидательной эпидемии, поразившей Приморский край в конце 2009 года, начинается с визита Игоря Сечина, который заложил основы будущих верфей. «Этот день знаменует начало возрождения судостроительного комплекса на Дальнем Востоке», — заявил вице-премьер во время своего визита 18 ноября. В этот день были подписаны соглашения о строительстве двух верфей и размещении заказов на действующих заводах.
Игорь Сечин принял участие в церемонии закладки памятных капсул под две верфи — в бухте Чажма на базе номерного завода №30 и в Большом Камне на Дальневосточном судоремонтном заводе «Звезда». Оба проекта основаны на современных технологиях с привлечением иностранных инвесторов. Первую верфь в Чажме строит и финансирует китайско-сингапурская компания Yantai Raffles, а партнером «Звезды» стала южнокорейская Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering (DSME).
Созидание продолжилось. 28 декабря 2009 года на заводе «Звезда» в присутствии премьер-министра Владимира Путина, вице-премьера Сечина и губернатора Приморья Дарькина был подписан акт закладки буровой установки. После этого была торжественно прикручена мемориальная табличка к первому элементу платформы «Большая Медведица».
Роман Троценко, и.о. президента ОСК, в интервью газете «Коммерсант» год спустя прокомментировал, что верфь, создаваемая с DSME, будет завершена за два с половиной года, но на данный момент проектирование еще не завершено. «Мы делаем это вместе с DSME, так как у нас нет опыта,» — отметил он.
Отметим, что в интервью Троценко заявлял, что завершение проектно-изыскательских работ на площадке строительства задерживается из-за того, что земля принадлежит Минобороны. По его словам, местоположение вызывает сложности, так как на текущий момент площадка не передана.
Задержка составила четыре месяца, и в результате партнеры из Сингапура начали искать альтернативные площадки для строительства. Несмотря на это, Троценко заверил, что проект все равно будет реализован.
Мемориальная табличка, установленная на бортовую секцию док-понтона, предназначенного для утилизации аварийной подводной лодки, обошлась в несколько десятков тысяч долларов, в то время как стоимость буровой установки составляет порядка 670 миллионов долларов. Несмотря на то, что средства массовой информации сообщали о величественных планах, фактически работа над буровой установкой только начиналась.
Троценко также подтвердил, что несмотря на задержки, ОСК продолжает работу над проектами, включая контракты с властями Венесуэлы на строительство танкеров, общая стоимость которых превышает 1 миллиард долларов. Он подчеркнул, что верфь уже спроектирована и в ноябре начнется работа первого цеха, который займется раскройкой металла по обоим контрактам.
Тем не менее, в интервью Роман Троценко отметил, что первые танкеры будут строиться в Корее, а затем совместно с партнерами в России. Это вызывает сомнения в том, насколько локализовано строительство будет на отечественных верфях.
Несмотря на сложные сценарии и множество вопросов о реальных результатах, новые проекты, похоже, продолжают развиваться, вызывая интерес и надежды на возрождение судостроительной отрасли в России.
В заключение, во всей этой истории остается много неясностей. Управляющие компании активно работают над реализацией проектов, однако остаётся вопрос: когда и как именно будут достигнуты поставленные цели?