Михаил Войтенко: Россия белая и пушистая. Есть такой рейтинг!

В мире существует несколько международных соглашений по проверке судов портовым контролем. Самое значительное и авторитетное из них – Парижский Меморандум, который ежегодно составляет рейтинг качества стран-флагов. Суда проверяются на соответствие различным требованиям, в первую очередь требованиям безопасности. По результатам проверок формируются Черный, Серый и Белый списки, отражающие качество флага, под которым зарегистрировано судно. Некачественные флаги попадают в зоны высокого, среднего или умеренного риска. Эти списки оказывают не только моральное влияние, но и влекут за собой материальные последствия: качественные флаги реже проверяются, что уменьшает риск задержания судна и, что особенно страшно для судовладельцев, непроизводительного простоя.

Недавно секретариат Парижского Меморандума опубликовал итоговый доклад по результатам проверок 2009 года. Россия заняла почетное место в Белом списке, опередив такие страны, как Южная Корея, США, Япония, Испания, Польша, Латвия и Азербайджан. Лидерами по качеству являются флаги Дании, Китая и Бермуд (Англия). В то же время КНДР и Ливийская Арабская Джамахерия на протяжении нескольких лет остаются в числе самых рискованных. Северная Корея давно торгует своим флагом и не слишком заботится о том, кто и зачем регистрирует под ее флагом свои суда. Это означает, что если кто-то приобретает полуразваленное судно с целью провести разовый рейс с контрабандными сигаретами в Европу, прикрыв его легальным грузом, то северокорейский флаг вполне подходит.

К сожалению, Украина попала в Черный список, что отражает состояние ее флота: страна не занимается торговлей флагами. В числе лидеров Черного списка оказались Грузия и Молдова, которые, несмотря на свои риски, продолжают активно торговать флагами и, похоже, не контролируют этот процесс.

Особое внимание уделяется рейтингам классификационных обществ, которые можно считать службой морского технадзора и контроля. Российский морской регистр судоходства занял достойное 9-е место в списке качественных обществ. Для тех, кто интересуется, доступны списки и более подробная информация, но в рамках этого материала все вложить невозможно.

Российское судоходство известно своей высокой культурой. Не зря, например, крупнейшие контейнеровозы Японии класса мега, являющиеся элитой коммерческого судоходства, управляются бригадами, состоящими из российских капитанов. Япония потеряла множество морских специалистов и теперь стремится их восстановить. Ситуация с российским судоходством напоминает историю российских паралимпийцев, которые показали выдающиеся результаты на последней Олимпиаде. Основная причина этого успеха – недостаток внимания со стороны руководства.

Вертикаль власти пока не вмешивается в судоходство, хотя и создает трудности, но решительно брать управление в свои руки пока не решается. Это требует профессионалов, а не менеджеров с юридическим и силовым уклоном. Морскую Коллегию России возглавляет известный вице-премьер Иванов, что заставляет морское сообщество с волнением ожидать каждое заседание. Опасаюсь, что скоро бюрократия вплотную займется судоходством. Я неоднократно поднимал вопрос о необходимости вывода вертикали власти на просторы морей и океанов, и когда это произойдет, хорошие специалисты окончательно покинут страну, а российский флаг начнет стремительно терять качество, сравниваясь с флагами КНДР и Джамахерии.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы