Михаил Войтенко, главный редактор «Морского бюллетеня»:Проклятие российского флага

Проблема российской регистрации судов становится все более актуальной, и её специфика значительно отличается от той, что представляют патриоты. Необходимо продемонстрировать хотя бы часть беспредела, который царит в российском реестре и под российским флагом. Интерес к торговому флоту возрождается лишь при возникновении каких-либо событий. Недавний захват и освобождение танкера «Московский Университет» стали темой обсуждений по всему миру, и, конечно, в России в том числе. Российские журналисты и эксперты отметили, что танкер ходил под либерийским флагом, что вызвало новую волну патриотического возмущения. Судовладельцы, стремясь к экономии, регистрируют свои суда под иностранными «удобными» флагами, а когда возникает необходимость, обращаются за помощью к России и получают её бесплатно. Вопрос: как долго это будет продолжаться? Не пора ли с этим покончить?

Это сложная проблема, и следует показать, насколько она отличается от заявлений патриотов, чтобы те хоть немного поняли, кого на самом деле стоит обвинять. Работа под российским флагом оборачивается настоящим проклятием для судовладельцев и моряков. Достаточно взглянуть на армию проверяющих, обременяющих российские суда в портах. На сегодняшний день судов под российским флагом в Мировом океане немного, в то время как количество судов, зарегистрированных под иностранными флагами, но контролируемых российскими судовладельцами, значительно больше. Если все суда окажутся под российским флагом, они могут исчезнуть с мировых вод, так как конкурировать на рынке с таким флагом становится невозможно.

В России суда регистрируются для внутренних перевозок, однако этот долгий и бюрократический процесс стал практически недоступен. В системе регистрации наблюдается сбой: одни требования противоречат другим, и судовладелец оказывается на грани разорения. В нормальных странах, в частности с «удобными» флагами, на регистрацию нового судна уходит всего 1 день, а дальнейшие формальности занимают 4-5 дней. В России же рассмотрение документов капитаном порта может занимать до 30 дней, после чего они передаются в Главный Радиочастотный Центр (ГРЧЦ), что может занять еще 2-4 недели.

Затем документы снова возвращаются в контору капитана порта, где они могут зависнуть еще на 30 дней, после чего следует предъявление судна Российскому Морскому Регистру Судоходства. В итоге на все службы, кроме Регистра, уходит не менее 70-80 суток. Судовладельцы радуются, если укладываются в три месяца. В любой нормальной стране процесс регистрации занимает всего 5-7 суток. Тем временем, усредненное судно обходит судовладельцу в 5-6 тысяч долларов в сутки, при этом в благоприятных условиях оно может приносить до 12 тысяч долларов в сутки. Временные затраты на регистрацию в России становятся огромными убытками, которые не удается компенсировать.

Но и этого российской бюрократии показалось недостаточно. Необходимая связь между ведомствами порождает тупиковую ситуацию. ГРЧЦ выдает радиопозывные новым российским судам, но требует от судовладельца «Свидетельство о праве плавания под Российским флагом», выданное службой капитана порта. Однако служба капитана порта отказывается выдавать это свидетельство, пока не будет предоставлен позывной. Судовладельцы остаются в замешательстве, не зная, куда обратиться за помощью и как действовать.

Невозможность регистрации судов становится все более очевидной. Ситуация усугубляется тем, что чиновники, кричащие о необходимости возвращения флота под российский флаг, сами создали эту бюрократическую неразбериху. Регистрация станет повинностью, но нормализовать процесс не удастся. Чиновники породили эту систему, и теперь будут искать способы обойти собственные запреты. Это не парадокс, а суть существования системы государственного управления в России. Она окажется под угрозой банкротства, и никакие нефтяные и газовые доллары её не спасут.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы