Контейнеровоз MSC Belle и танкер Gaz Energy провели операцию по массовому спасению мигрантов в Средиземном море 13 февраля. По информации IHS Maritime, MSC Belle поднял на борт около 300 мигрантов с трех резинок, а Gaz Energy — порядка 100 мигрантов. MSC Belle (IMO 9203904) — небольшой контейнеровоз с дедвейтом 14 065 тонн, Gaz Energy (IMO 9458169) — также небольшой танкер-газовоз, имеющий дедвейт 17 674 тонны. К сожалению, не удалось найти подробностей о том, что произошло далее, где и куда были доставлены эти мигранты. Возникли вопросы: были ли они пересажены на корабли, участвующие в Операции Тритон Евросоюза, или же суда прибыли в ближайшие порты с мигрантами на борту. Контейнеровоз высадил мигрантов в Триполи, Ливия, а газовоз — в Захрани, Ливан.
В то же время, согласно информации IHS Maritime, министр иностранных дел Италии обратился к Евросоюзу с просьбой увеличить бюджет на операцию Тритон, так как текущие 4 миллиона евро в месяц явно недостаточны для решения проблемы. О необходимости увеличения средств также заявляют ООН и Международная организация по делам мигрантов (IOM), которая в основном базируется на острове Лампедуза, куда и доставляют большую часть мигрантов.
На фотографии, сделанной 15 февраля на борту корабля Береговой охраны Исландии Tyr, который участвует в операции Тритон, видно, как судно приняло на борт 184 мигранта. Обратите внимание на экипировку членов экипажа Tyr: они полностью готовы к рискам, связанным со спасением беженцев. Корабли ВМС и Береговой охраны имеют необходимое оборудование, в то время как гражданские суда не подготовлены к таким ситуациям. Экипажи гражданских судов не располагают запасами, помещениями для размещения и питания сотен людей. Мигранты могут быть больны опасными инфекциями, а в случае беспорядков на борту могут возникнуть серьезные проблемы.
Вопросы о том, почему торговые моряки берут на себя такие риски, остаются открытыми. Кто будет нести ответственность за убытки владельцев судов? ООН? Вероятнее, что организация не готова расстаться со своими средствами. ООН и IOM требуют больше средств на спасение мигрантов, подчеркивая необходимость спасать каждого из них, хотя Великобритания указывает на обратную сторону этого подхода: стремление спасать, а не предотвращать миграцию, приведет лишь к увеличению числа нелегальных мигрантов и увлечения криминального бизнеса.
На практике это означает, что с расширением операций по спасению мигрантов поток беженцев будет возрастать, что, в свою очередь, приведет к увеличению числа жертв. Это создаст новые требования со стороны ООН и IOM о необходимости выделения дополнительных средств. Таким образом, мы наблюдаем за формированием очередного механизма, который, с одной стороны, требует финансирования, а с другой — создает условия для новых трагедий на море.
Возникает вопрос: как положить конец этой ситуации? Решение может заключаться в бескомпромиссной борьбе с миграцией. Все суда с мигрантами должны разворачиваться и сопровождаться в порты стран, откуда они отправились. В случае бедствия спасенные мигранты должны высаживаться в порту своей страны. Несколько месяцев такого подхода, и мигранты и контрабандисты поймут, что этот путь закрыт. Главными выигравшими будут сами мигранты, которые перестанут гибнуть в море. Главными проигравшими окажутся ООН и ее структуры, которые продолжают получать финансирование за борьбу с проблемами.
Однако, ни ведущие мировые СМИ, ни политики, ни эксперты не осознают всей серьезности ситуации. Эта слепота кажется политически корректной, но реальность требует внимательного и критического взгляда на происходящее.