Июльское турне премьер-министра России Дмитрия Медведева по Камчатке запомнится молодой матери Ольге Куклиной. 4 июля в шестом часу вечера ей не повезло оказаться на одной дороге с премьерским кортежем. Ольга возвращалась домой от родственников на своем «Тойота Ленд Крузер», а на заднем сиденье тихо спала её шестимесячная дочка Кристина.
Увидев мчащуюся навстречу машину ГИБДД с сиреной и мигалкой, Ольга остановилась на обочине. Вскоре на горизонте появился премьерский кортеж. Водитель микроавтобуса «Тойота Хайс», который также двигался по встречной полосе, неожиданно повернул влево, зацепил «Ленд Крузер» и вылетел в кювет. К счастью, никто не пострадал серьезно.
Ольга взяла на руки расплакавшуюся дочку и снова села в машину. Однако к ней подошли сотрудники охраны премьер-министра и начали убедительно утверждать, что виновата именно она. Вполне возможно, что молодую женщину могли бы назначить виновной, если бы не видеорегистратор, установленный в её автомобиле, который зафиксировал момент аварии. По словам очевидца, один из охранников в сердцах сказал своему коллеге: «Если бы у этой… не было всё записано, мы бы ей устроили 37-й год». За рулём «Хайса» находился 40-летний сотрудник спецслужбы из Москвы. Сначала он оправдывался тем, что у микроавтобуса лопнуло колесо, но когда стало понятно, что колёса целы, придумал другую версию.
Истинная причина ДТП осталась загадкой. Возможно, водитель просто уснул за рулем, не перестроившись с московского времени на камчатское. К Ольге виновник аварии подходил лишь один раз, спросив год выпуска её машины, и больше она его не видела. «Тойоту Хайс» увезли с места происшествия. «Ленд Крузер» был выпущен в 2003 году и хоть и не новый, но всё равно недешёвый. Семья Куклиных приобрела его два месяца назад во Владивостоке за 1 миллион 400 тысяч рублей.
«Оценщики определили ущерб от аварии в 319 тысяч рублей, — комментирует Ольга. – Страховая компания выплатила нам 120 тысяч, остальные деньги можно будет получить только через суд. Хотя эксперты говорят, что на самом деле сумма ущерба значительно выше. У машины повело раму, а запчасти на неё стоят дорого. И, конечно, её стоимость сразу упадёт после ремонта. Жаль, что так вышло. Мы с мужем брали кредит на джип, а теперь надо возвращать долги… Но главное — осталось чувство несправедливости. Я стояла на обочине, никого не трогала, ребёнок спал, и на нас налетел этот кортеж, разбил наш автомобиль и напугал дочку. А охранники премьера ещё и хотели сделать меня виноватой. Когда не получилось, они просто разъехались, как будто ничего не случилось. И я осталась со своими проблемами. Спасибо, что не убили».
«Когда смотришь видеозапись аварии, создаётся впечатление, что вы вели себя спокойно», – говорю я Ольге. «Не знаю, возможно», – отвечает она. – «Честно, я видела запись всего пару раз. Не могу на неё смотреть. Страшно. Сразу представляю, что было бы, если бы «Хайс» завернул ещё на несколько сантиметров левее… Наверное, хорошо, что я сохранила самообладание. Но это только на поверхности. После аварии меня повезли в наркологию проверять на алкоголь. Его, конечно, не было. Но врач, меряющая давление, сказала, что сердце у меня так колотится, будто хочет выпрыгнуть из груди…
Дорогие чиновники, включая президентов и министров, часто посещают Камчатку. Все они мчатся по узким дорогам полуострова с мигалками и сиренами, пугая водителей и пешеходов. Ревущие и мигающие кортежи иногда становятся участниками ДТП. Подобные инциденты происходят не только в Камчатке, но и в других регионах страны. Тем не менее, власти стремятся тщательно скрыть такие факты, хотя не всегда это им удаётся.
Например, в 2002 году в аварии кортежа секретаря Совета безопасности России Владимира Рушайло погибли пятеро, ещё девять получили ранения. В тот момент на встречной полосе джип «Тойота Раннер» был протаранен «Волгой» с чекистами. Сильный удар заставил «Тойоту» перелететь через «Волгу» и угодить в микроавтобус, где находились Рушайло, губернатор и председатель совета. Все они получили травмы. Этот случай, к сожалению, не стал уроком для других.
Спустя время кортеж вновь едва не врезался в рейсовый автобус. Тем не менее, высокопрофильные личности продолжили мчаться по дорогам, сшибая всё на своём пути. В 2007 году активно обсуждали инцидент с участием охраны губернатора и князя Монако, который отдыхал на Камчатке, однако официальные лица его не комментировали. Российские чиновники ведут себя на дорогах, как озорные школьники: сначала создают проблемы, а потом делают вид, что ничего не произошло.
Пока не произойдёт трагедия, VIP-ДТП остаётся вне внимания общественности. Если никто не пострадает, инцидент словно и не считается. Человек или автомобиль, попавший под кортеж, по умолчанию становятся виновными, ведь под ногами у российской знати не место. Все должны разбегаться при её появлении, искали спасения на обочине.
