Марина Викулина: Хибины хотят уничтожить

На Крайнем севере в Мурманской области в горах Хибинах разгорается спор о месте прокладки дороги. Эта дорога представляет собой серьезную проблему. Если ее построят, уникальный природный объект – Хибины – может оказаться под угрозой исчезновения. Хибины – это небольшой горный массив на Кольском полуострове, известный своей уникальной геологией, кристально чистыми реками и редкими «краснокнижными» растениями. Особенно притягательны Хибины для туристов, которые ежегодно приезжают сюда в количестве 40-50 тысяч человек, превращая этот регион в альпинистскую мекку Европейской части России.

Несмотря на доступность и удобство гор для детского туризма, Хибины также известны как место добычи апатита – сырья для фосфорных удобрений. С начала XX века апатит добывают в юго-восточной части Хибин, что привело к утрате природного облика региона. Добываемый апатит экспортируется, и лишь малая часть остается для российских аграриев.

Идея о создании охраняемой территории в Хибинах возникла в 1917 году, когда Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шаньский на заседании Русского географического общества предложил включить Хибины в список охраняемых зон. Однако лишь в 2000 году была одобрена концепция создания национального парка «Хибины». К сожалению, последующие годы административных реформ привели к ослаблению системы управления охраняемыми территориями, и инициатива создания парка перешла к общественным организациям и заинтересованным лицам.

За последние годы был достигнут значительный прогресс: проект национального парка «Хибины» был включен в планы Министерства природных ресурсов и экологии РФ. В декабре 2011 года правительство утвердило создание парка на 2015 год, однако процесс затянулся из-за медленной работы федеральных ведомств. Это не гарантирует, что парк будет создан.

На фоне этих событий в 2005 году появилось дочернее предприятие компании «Акрон» – СЗФК, которое быстро получило лицензии на разработку месторождений апатита, включая Партомчорр. Месторождение находится в северной части Хибин, где все еще течет чистая вода и растут редкие виды растений. Разработка этого месторождения может нанести непоправимый урон экологии региона. Партомчорр считается неперспективным, но тем не менее финансирование нашлось даже в условиях экономического кризиса.

Сейчас СЗФК планирует строительство дороги для доставки рабочих и руды, выбрав самый простой вариант – проложить трассу через восточную часть Хибин. В скором времени начнется вырубка леса на площади более 100 гектаров. Общественный совет пытается добиться переноса дороги на север, чтобы минимизировать воздействие на экосистему.

Если дорога будет построена, это станет катастрофой для Хибин, уничтожив их уникальность. Хибины – это не Кавказ и не Урал. Они маленькие, и уничтожить их можно одним решением. Создание национального парка станет бессмысленным, если произойдет такое разрушение. Проблема заключается в том, что разработка месторождения Партомчорр осуществляется в интересах краткосрочной прибыли. Хотя «Акрон» утверждает, что экономическая эффективность этого месторождения невысока, фактическая причина его разработки заключается в повышении цен на акции компании.

Таким образом, сырье может уйти на экспорт, а прибыль – в карман олигархов, оставляя проблемы для местного населения и разрушенные Хибины. После начала разработки Партомчорра Хибины могут оказаться на грани исчезновения, а строительство дороги станет еще одним шагом к их необратимому уничтожению.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы