Илья Абель: Аура штучного дома

В галерее «Роза Азора», известной ранее своими камерными арт-проектами, открылась поистине лиричная и возвышенная фотовыставка Игоря Пальмина под названием «Дом архитектора Константина Мельникова». Константин Мельников, признанный при своей жизни одним из выдающихся советских архитекторов, известен благодаря своим проектам, таким как саркофаг в Мавзолее Ленина и рабочие клубы, включая клуб имени Русакова, который до сих пор можно увидеть при выходе из метро «Сокольники». Его проекты, такие как крытые гаражи для городского транспорта, стали прорывными для своего времени, хотя не все из них удалось реализовать в оригинальной редакции при жизни архитектора. Имя Мельникова навсегда вписано в историю как отечественной, так и мировой архитектуры, а его наследие продолжает сохранять актуальность и сегодня.

Особое внимание стоит уделить его дому, построенному на собственные средства в Кривоарбатском переулке в Москве. Однако по завершении строительства оригинальная конструкция дома – цилиндрическая форма фасада, ромбовидные окна и своеобразная планировка внутренних помещений – подверглась критике. Социалистическая идеология не могла принять активное участие частного дома, когда лозунгом было обобществление всего и вся. Тем не менее, архитектор смог создать проект, который стал образцом того, каким должно быть жилье творческого человека, где мастерская гармонично сосуществует с домом. Здесь люди не только работают и общаются в семейном кругу, но и живут.

История этого дома полна сложностей, и его судьба продолжает оставаться непрезентабельной даже в наши дни. Фактура здания, являющегося одновременно жилым пространством и сейчас – музеем, требует деликатного подхода к решению вопроса о его статусе. Тем не менее, выставка Игоря Пальмина представляет собой выдающийся пример того, как архитектурная мысль, впитавшая в себя своё время и отразившая поиски нового и революционного конца 1920-х годов, передана через фотографии мастера.

Фоторассказ о доме Мельникова в исполнении Игоря Пальмина практически аутентичен духу творчества архитектора. Речь идет не только о масштабе дарования зодчего и фотографа, хотя здесь прослеживается очевидная соразмерность. Пальмин передал впечатление об этом артобъекте так, что он воспринимается не как музейная данность, а как живое пространство, полное ясности и гармонии. Некоторые представленные на выставке работы вошли в том, посвященный архитектуре, написанном известным советским искусствоведом Хан-Магомедовым, в то время как другие фотографии не публиковались более тридцати лет назад, ещё в СССР.

Черно-белые фотографии Пальмина, оформленные в больших рамах, воспринимаются не только как страницы экскурсии по дому Мельникова, но и как самостоятельные произведения искусства. Игорь Пальмин, активно пропагандирующий отечественный авангард, почувствовал в интерьере и планах дома Мельникова то, что было заложено в замысле архитектора – свободу и уют, продуманность деталей, гениальную выстроенность и соотнесенность целого и частного. Это сосуществование всего со всем выглядит не просто логично, а и музыкально, симфонически, что особенно заметно сейчас, когда фотографии приобрели соответствующий формат.

Здесь отсутствует эстетизм, когда изображение становится самодовлеющим и самоценным. Будучи прежде всего фотохудожником, Игорь Пальмин запечатлел детали жизни знаменитого дома точно и выразительно. Однако, несмотря на уважение к таланту мастера, он замечает трещины на потолке и фасаде, свидетельствующие о том, что здание когда-то воспринималось как объект, вызывающий споры. Возможно, галерея, готовя выставку «Дом архитектора Константина Мельникова», не ориентировалась на даты, однако в этом году исполняется 85 лет с момента завершения строительства и 40 лет со дня смерти архитектора. Тем не менее, фотовыставка Игоря Пальмина, представленная сейчас на афише «Роза Азора», служит примером актуального искусства, наполненного смыслом и своевременностью.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы