Когда речь заходит о будущем России, первой ассоциацией становится «национальная идея». Мы наблюдаем две диаметрально противоположные позиции:
— «Упоротые» пытаются создать «национальную идею», выдумывая альтернативную реальность. Однако, поскольку они не являются Толкиенами, их творения зачастую выглядят неубедительно. Эти идеи обычно ссылаются на некое прошлое, которое авторы ассоциируют с ошибками, приведшими к краху. В итоге они предлагают еще больше запретов и ограничений, которые, по их мнению, должны предотвратить подобные ошибки.
— «Продуманные», работающие на государство, формируют объемные «концепции» с красивыми графиками и обширными списками использованной литературы. Такие концепции охотно принимаются заказчиками, но прочитать их невозможно — язык, на котором они написаны, доступен лишь очень умным людям, которые, однако, не спешат тратить на это время. Практическое исполнение как первой, так и второй категории идей остается на бумаге. В результате образ России будущего остается неопределенным, а Президент оказывается в неоднозначной ситуации, вынужденный заниматься рутинными делами, вроде рыбалки, вместо демонстрации реальных достижений, таких как открытие заводов или строительство научных институтов.
Главная проблема в создании «образа будущего» заключается в том, что он налагает ограничения. У жизни много граней, хотя в социальном плане она может показаться бесцельной. Как только возникает цель, жизнь становится средством её достижения, и приходится чем-то жертвовать, добавляя усилия. И без того сложные условия, включая санкции и изменения в законодательстве, требуют еще и жертвования во имя Отечества.
История знает свои национальные идеи. Третий Рим, строительство коммунизма — для нас, а американская мечта и империя, где не заходит солнце — для них. Эти концепции формировались, и люди жили и умирали ради них, создавая национальное богатство и процветание. Примером может служить строительство коммунизма в СССР, что было особенно интересно, так как эта идея искусственно насаждалась на основе абстрактных философских концепций.
К сожалению, нам будут мешать сторонники и противники этого явления, каждый из которых преувеличивает или искажает роль коммунизма в жизни простых людей. Дискуссия на основе фактов и документов зачастую остается безрезультатной, так как каждый довод одной стороны опровергается другой. Попробуем подойти к вопросу с иной стороны, сосредоточившись на необходимости тех решений, которые были приняты.
В феврале 1917 года большевики, будущие строители коммунизма, никому неинтересны и почти не представлены в политике. Ситуация меняется к июлю, когда они пытаются поднять неудачное восстание, за которым следуют репрессии. В октябре они берут власть, не испытывая сопротивления. Что произошло за это время? Ликвидация царской цензуры дала возможность донести идею строительства коммунизма до масс. Однако за 50 лет идея не стала господствующей даже среди интеллектуалов, и сами «строители» разделились на «меньшевиков» и «большевиков». Так каким образом большевики смогли сделать свою идею популярной?
Ответ, основанный на логике, может быть только один: большевики доказали народу необходимость строительства коммунизма. Они реализовали то, что было необходимо народу: отдали землю крестьянам и прекратили бессмысленную войну. Многим может показаться странным, что в какой-то момент территориальные потери стали ничтожными в сравнении с тяготами войны, и большевики «угадали» это соотношение. Главные экономические и политические проблемы были решены, страна получила возможность развиваться.
Таким образом, нельзя уверенно сказать, приняла ли нация идею строительства коммунизма, но можно утверждать, что, позволив её носителям снять препятствия к экономическому развитию, нация получила новые возможности и новую степень свободы. А свобода — это не только политические права, но и возможность получать образование, путешествовать и обеспечивать себя. Перенесёмся теперь в более раннее прошлое, которое в определённой мере даже интереснее.
Экономика того времени была простой: натуральное хозяйство зависело от земли. Идея «Третьего Рима» естественно вытекает из потребности в защите от внешних угроз, переходящей в создание централизованной империи, которая могла бы не только защищать себя, но и расширяться. Вся история России от Киевской Руси до Российской Империи — это цикл от сепаратизма к централизации. И вновь мы наблюдаем, как национальная идея объединения создает экономическую свободу и возможность самореализации.
Но откуда тогда сепаратизм и почему идея коммунизма не оправдала ожиданий? Ответ прост: в какой-то момент идеи свободы и возможностей начали восприниматься как обуза. Подведем итоги:
- Образ России будущего, национальная идея — это не про ограничения, а про свободу развития и возможности.
- Если в образе будущего есть ограничения или потребность в постоянных жертвах, это не образ будущего, а историческая реконструкция.
- Принятие нацией образа будущего основывается на острой потребности решения текущих проблем, мешающих развитию.
- Все, что не укладывается в вышеизложенное, является умозрительным и сомнительным.
- Запреты возникают, когда текущее представление о будущем расходится с общественными потребностями.