«Москва — как много в этом звуке…» Однако не всем этого хватает. Причем речь идет не только о некоторых отдельных гражданах, но и о городе в целом, как субъекте Российской Федерации. Эту мысль подтверждают новые предложения по пополнению городской казны, появившиеся в предпраздничную неделю. Судя по исполнению бюджета Москвы в 2011 году, вместо запланированного дефицита в 131 миллиард рублей, удалось собрать доходов на 81,2 миллиарда рублей больше, чем было истрачено. Текущие данные также показывают, что у города есть финансовые запасы — пусть и незначительные, 35 миллиардов рублей, но в целом ситуация выглядит довольно благополучной.
Сначала столичный губернатор выступил с инициативой о введении специального сбора на убытки для мелкого и среднего бизнеса. Суть предложения заключается в том, чтобы такие организации платили авансом: если убытка не будет — взнос зачтется в счет уплаты налогов, а если убыток будет — то средства останутся в казне. В качестве экспериментальных площадок выбраны Москва и Санкт-Петербург, что наводит на мысль, что в остальных регионах пока не готовы к таким мерам. Основные цели ужесточений — заставить бизнес раскрывать свои доходы и ликвидировать однодневки.
В данном предложении можно выделить два опасных аспекта — юридический и экономический. Юридически налог считается установленным только при четком определении налогоплательщиков и элементов налогообложения. Малый бизнес может уплачивать налоги по общей схеме, включая налог на прибыль, НДС, налог на имущество и другие, или же применять специальные налоговые режимы. Вопрос заключается в том, какую именно налоговую основу будет иметь данный сбор. Неопределенность в этом вопросе может привести к тому, что нововведение окажется нелегитимным.
Экономический аспект также вызывает опасения. Если организация за один квартал окажется убыточной, но в целом за год прибыльной, как будет рассчитываться налог? В ситуации, когда убыток равен налогу, можно прийти к коллапсу. Каким образом будет учитываться аванс в расходах компании — увеличивать убытки или погашать налоги? Это также может привести к увеличению теневой экономики.
Еще одной инициативой, направленной на спасение Москвы, стало предложение о введении налога на развлечения, выдвинутое муниципальным депутатом одного из центральных районов. Основная цель этого налога — защита интересов граждан, проживающих в центре, которые вынуждены терпеть шум от соседних заведений — от клубов до фитнес-центров. Планируется направить полученные доходы на обеспечение безопасности и чистоты в районах, где расположены места досуга. Но возникает вопрос: почему муниципальные власти не могут обязать предпринимателей соблюдать тишину, ведь в Москве уже есть административный кодекс, предусматривающий штрафы за нарушение спокойствия граждан?
Не стоит углубляться в другие неудобства, ведь существуют законные требования и меры воздействия на нарушителей. Вместо этого рассматривается возможность введения нового налога, даже для тех, кто соблюдает нормы. Может, действительно, в центре города слишком много развлекательных мест, а продуктов для местных жителей не хватает? Но борьба с избыточным весельем через налоги вызывает сомнения.
Тем не менее, идея не так уж плоха. Джонатан Свифт почти 300 лет назад описывал подобные способы налогообложения в своем произведении. Однако его сатирический подход не предназначался для серьезного применения. Вряд ли когда-либо станут объектами налогообложения правонарушения и противозаконные виды деятельности, хотя они приносят колоссальные доходы. Политики продолжают искать новые способы взимания налогов, и, безусловно, многим российским юристам при таких нововведениях работы будет предостаточно.
