На прошлой неделе я обзавелся велосипедом и решил на лето максимально отказаться от машины. Это оказалось не так просто, так как Москва, как и все остальные города России, для велосипедистов совершенно не приспособлена.
Каждая поездка по городу на велосипеде напоминает охоту на тигра в джунглях — за каждым поворотом поджидает опасность, и нельзя ни на секунду терять бдительность. К сожалению, городские власти не уделяют должного внимания велосипедистам, а зря. Велосипед может помочь избавить город от пробок в теплое время года.
Вопреки распространенному мнению на велосипеде можно кататься до глубокой осени, а некоторые катаются круглый год! Рассуждения скептиков о том, зачем нужны велодорожки, когда зимой лежит снег, лишь смешны. Это все равно что сомневаться в необходимости мыть руки, ведь они через час опять испачкаются.
Велосипед — это действительно круто. В Европе я всегда стараюсь брать велосипед на прокат для передвижения по городу. Но у нас есть серьезная проблема: для велосипедов нет никакой инфраструктуры, и мало кто понимает, какая она должна быть. Велосипистам предлагают передвигаться по дорогам наравне с автомобилями, но это практически невозможно. Шанс угодить под колеса очередного драндулета очень велик. Передвигаться по тротуарам нельзя, но иногда приходится. В людных местах это почти невозможно.
Немаловажной остается проблема отсутствия велокультуры у пешеходов и водителей. У нас все участники дорожного движения, похоже, не обращают внимания друг на друга. Водители ставят свои машины на тротуарах, пешеходы переходят дорогу, где попало, а велосипедисты оказываются в сложной ситуации. Городу нужны не просто велодорожки, но и привитие велокультуры, чтобы автомобилисты, пешеходы и велосипедисты имели свои неприкосновенные территории.
Рассмотрим организацию велодвижения в других странах:
- Велодорожки. В идеале они должны иметь хорошее покрытие и визуально отделяться от дороги и тротуара, чтобы пешеходы не мешали велосипедистам.
- Загородные дороги. Например, в Дании велодорожки расположены с обеих сторон дороги.
- Отдельная полоса. В некоторых странах достаточно просто выделить на дороге отдельную полосу для велосипедистов, улучшив разметку и повысив штрафы для водителей.
- Отделение газоном. В Нидерландах велодорожки отделены газоном от проезжей части — идеальное решение.
- Правила для велосипедистов. Велосипед — такой же участник дорожного движения, как пешеход и автомобиль. Нужно вводить разметку, знаки и светофоры для велосипедистов.
- Цветовая выделение на перекрестках. Это поможет сделать велодорожки более заметными.
Москва — большой город, и даже если мы создадим идеальную велоинфраструктуру, не все смогут без труда добраться из одного района в другой. Важно, чтобы велосипедисты могли добраться до крупных транспортных узлов, например, до станций метро, а в центре была возможность взять велосипед на прокат.
В Лондоне, как и во многих крупных городах Европы, развернули сеть проката велосипедов. Стоимость проката составляет 1 фунт в сутки, после первых 30 минут бесплатно. Таких стоянок много, и можно взять велосипед в одном месте, а вернуть в другом.
В москве такая система просто необходима. Чаще всего города не несут финансовой нагрузки на эксплуатацию системы проката, так как ее спонсируют компании с рекламой на велосипедах. Также в городе необходимо открывать пункты обслуживания и ремонта велосипедов — они появятся сами, когда возникнет спрос.
Парковки для велосипедов — это отдельная проблема. Их нужно организовать около транспортных узлов, таких как метро и вокзалы. У каждого должна быть возможность доехать на велосипеде до метро и оставить его в охраняемой парковке.
Парковки также необходимы и на улицах города, у магазинов, банков, почтовых отделений и аптек. В некоторых европейских городах, например, в Амстердаме, можно найти подземные велопарковки, что делает использование велотранспорта максимально комфортным.
Сейчас в нашем городе нельзя просто приехать в торговый центр на велосипеде — негде оставить. На каждой подземной парковке должно быть место для велосипедов. Также нужны парковки на улицах и около подъездов. В идеале должны быть большие крытые парковки для долгосрочного хранения велосипедов в жилых районах.
К сожалению, наш транспорт не приспособлен для перевозки велосипедов. В европейских странах существуют специальные вагоны для велосипедистов, но у нас с этим проблема. Возможно, стоит разрешить провозить велосипеды в метро в неピーковые часы — после 10 вечера, когда он менее загружено.
Некоторые скептики считают, что на велосипеде нельзя кататься в плохую погоду. В Амстердаме дождь идет почти круглый год, и люди все равно катаются и наслаждаются. Однако проблема краж велосипедов остается актуальной — чем больше велосипедов, тем выше риск кражи.
Велосипед — это отличное решение для разгрузки дорог, улучшения экологии и повышения здоровья населения. На недавнем велопробеге в Москве собралось 5000 человек! Это доказывает, что, несмотря на все трудности, люди все активнее выбирают двухколесный транспорт.
Властям Москвы и других городов больше нельзя игнорировать эту проблему. Строительство велоинфраструктуры должно стать приоритетом в развитии города. Давайте подумаем, что можно сделать в Москве:
- Организовать велодорожки на всех основных магистралях, выделяя место за счет сокращения проезжей части или тротуара.
- Установить штрафы за парковку или езду на велодорожках.
- Обязать организации создавать велопарковки около входа в свои здания.
- В долгосрочной перспективе разработать новые стандарты строительства дорог с учетом велодорожек.
- Организовать в центре города автоматические велопрокаты.
- Летние чиновники могут пересесть на велосипеды — было бы интересно увидеть их на двухколесном транспорте.