Религиозное лицемерие

Сегодня православные христиане начинают Великий пост. Я, будучи неверующим, с чистой совестью отправился наслаждаться вкусным стейком. Однако неподалёку за столом сидели две гламурные барышни: у одной на столе был салат из артишоков с соусом из белого трюфеля, у другой – морепродукты, доставленные с Дальнего Востока. О том, что у них пост, я узнал по оставленному официанту комментарию: «Мы постимся, что у вас есть без мяса?» Да, началось одно из главных событий года – Великий пост! В течение ближайших 7 недель рестораны будут соревноваться в приготовлении постных блюд, а женские журналы представят подборки рецептов на тему «Как удивить мужа в пост?». На Первом канале уже готовятся праздничные выпуски, в которых обсуждаются острые темы, включая абсурдные вопросы о морали.

Удивительно, но редкий верующий действительно помнит о настоящем смысле поста. Лишь единицы думают о том, что пост – это подготовка к празднованию Пасхи. Отказ от обычного питания – это не просто забавный запрет, а жертва Господу, позволяющая человеку сосредоточиться на духовных ценностях и очистить душу. Как артишоки с соусом из белого трюфеля могут помочь в этом очищении, мне неведомо. Но, возможно, я, как неверующий, просто не способен понять этого лицемерия.

Пост касается не только питания – это также касается ваших мыслей и поступков. Нельзя одной рукой креститься на постное меню, а другой нажимать на пульт, чтобы смотреть «Пусть говорят» с Малаховым о скандалах.

В этой связи вспомним эксперимент голландского инженера Ханса Мондермана, который предложил убрать все знаки и разметку с небольшой улицы, чтобы снизить аварийность. Направление было неожиданным, но эксперимент показал, что такая улица становится безопаснее. Когда нет чётких правил, участники движения начинают вести себя осторожнее.

С религией происходит нечто схожее. Мне не нравится, что она предлагает готовые правила: как жить, что делать и как поступить в сложной ситуации. Возвращаясь к водителям: вот здесь можно превысить скорость, здесь аккуратно объехать пробку, а здесь и взятку дать. Можно, казалось бы, вести себя безнравственно, а затем, построив несколько храмов на нечестно нажитые средства, забыть о своих грехах.

Пример с высокопоставленным чиновником Якуниным, который участвует в церемониях по доставке Благодатного огня, иллюстрирует этот подход. На бытовом уровне происходит то же самое: можно быть морально неподобающим, но, покрестившись или купив свечку в храме, считать себя праведным. Я считаю, что нельзя быть плохим человеком никогда, ни во время поста, ни после. Нельзя врать, воровать и совершать безнравственные поступки.

Возвращаясь к другим темам, насилие недопустимо. Нельзя насиловать никого, в том числе и пьяных. Просто будь человеком 365 дней в году, и тогда можно вести себя достойно.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы