С приближением столетнего юбилея Октябрьской революции вопрос о захоронении тела В. Ленина вновь становится актуальным. Дискуссии вокруг этой темы связаны не только с желанием «попрощаться» с коммунистическими идеалами, но и с обострением идеологических противостояний в нашем обществе. Однако, на мой взгляд, решение о переносе останков Ленина не сможет преодолеть существующие авторитарные наклонности, которые возникли отнюдь не при большевиках.
Чтобы освободиться от чувства рабства, гражданам России необходимо будет «раскопать» и осквернить множество исторических могил, начиная с Ивана Грозного. Речь идет о том, чтобы избавиться от устаревших институтов, таких как РПЦ, и сменить отношение к своей истории, рассматриваемой не только в свете ошибок и жертв, но и с пониманием важности уроков прошлого.
В связи с этим, обсуждение вопроса о Лене не имеет особых перспектив, так как любое решение повлечет за собой множество других вопросов. Например, стоит ли убирать все захоронения у Кремлёвской стены? Ликвидировать колумбарий? Или даже снести сам мавзолей, который стал не меньшей достопримечательностью Москвы, чем Эйфелева башня в Париже? Эти вопросы могут привести к бессмысленным спорам.
Кроме того, стоит рассмотреть альтернативный подход, который на первый взгляд может показаться шокирующим. Некрополь у Кремлёвской стены, как бы к нему ни относились, является символом Советского Союза, так же как захоронения в Успенском соборе – символом Московского царства, а усыпальница в Петропавловском храме – символом Российской империи. Поэтому некрополь заслуживает не только сохранения, но и дальнейшего расширения.
Перенос останков Николая II и членов его семьи в Санкт-Петербург лишь подчеркивает эту мысль. Завершение строительства советского некрополя могло бы стать вечным символом этой драматичной эпохи. Важно помнить о репрессиях сталинских времен, унесших жизни множества людей, внесших вклад в революцию, но ставших опасными для «вождя народов». В некрополе можно установить кенотафы видных большевиков, таких как Каменев, Зиновьев, Бухарин и Рыков, что напоминало бы о трагедии любой революции.
Кроме этого, в некрополь стоит перенести и захоронить Троцкого, который сделал для революции больше, чем все покоящиеся на Красной площади. Также необходимо исправить несправедливость и почтить память Хрущёва, под руководством которого началась советская космическая эра. Не стоит забывать и о последнем советском лидере Михаиле Горбачёве, который также достоин покоя в этом месте.
Таким образом, новая реконструкция кремлёвского некрополя могла бы стать завершённым памятником советской эпохе, сложной и противоречивой, как, пожалуй, ни одна другая в тысячелетней истории России. Я понимаю, почему некоторые выступают за перенос забальзамированного тела Ленина из мавзолея: порой это имеет конъюнктурные, а иногда и религиозные корни. Но, на мой взгляд, такой шаг стал бы попыткой «вырезать» значительный кусок нашей истории из общественной памяти.
Есть опасение, что чем меньше мы будем помнить о советской эпохе, тем большее желание её возродить появится среди современных политиков. Слишком многие, мне кажется, хотят забыть прежних вождей, чтобы их память не мешала им самим стать новыми. И тот вариант Кремлёвского некрополя, который я набросал, стал бы ярким напоминанием о том, что вождизм, будь он большевистским или иным, несёт в себе опасность.