Жили-были два художника, муж и жена. В дневнике Надежды Удальцовой, написанном в 1919 или 1920 году, можно найти запись: «Бурю мы пережили, теперь можно жить нашим делом». Судьба порой жестоко шутит с самоуверенными людьми, и однажды эта пара столкнулась с суровой реальностью. Они работали в своих манерах, их стили отличались, но оба не вписывались в надвигающийся соцреализм.
Он, простой парень, начал свое образование в рижском городском рисовальном училище. Она, как дочь расстрелянного царского генерала, училась живописи в Париже. Они вместе проживали, создавали картины и воспитывали сына, постоянно рисуя свой быт: друг друга, ребенка, няню и собаку, а также дачные сценки. Эти работы сейчас объединены в выставке в галерее «Проун».
Одной из центральных работ выставки является семейный портрет кисти Александра Древина, датированный 1938 годом. Это была его последняя работа, поскольку в том же году его арестовали. Древин, рижанин по происхождению, попал под репрессии из-за своего латышского происхождения: на тот момент активно фабриковалось дело против бывших латышских стрелков из высшего партийного руководства. Жена, не позволившая унести его картины при обыске, назвала их своими, и следователи, не будучи искусствоведами, повелись на это.
Автопортрет Надежды 1944 года говорит о ее безвестности: она не знает, что муж уже шесть лет как расстрелян на Бутовском полигоне, и продолжает отправлять письма в инстанции, надеясь его спасти. Надежда проживет еще долгие годы, добьется реабилитации мужа и увидит, как их сын, не следуя по родительским стопам, станет скульптором, а также воспитает внучку. В последние годы ее жизни ее работы вновь начинают выставлять. Тем не менее, покинув этот мир в 1961 году, она не успеет увидеть своих работ в музейных залах.
P.S. Досадно, но хранящиеся в семье произведения Удальцовой и Древина, а также часть семейного архива исчезли в 2010 году. Это произошло, когда вдова скульптора Андрея Древина, сына Александра и Надежды, была уже в преклонном возрасте, а ее дочь Екатерина Андреевна находилась в больнице. Самое печальное, что подозрения в захвате архива падают на близкого к семье человека. Поиски не увенчались успехом, а уголовное дело по непонятным причинам не было возбуждено.
P.P.S. Выставка «Портрет семьи» открыта в галерее «Проун» на Винзаводе до конца марта.
