Существует мнение, что традиционное искусство в странах ислама не допускает создания антропоморфных и зооморфных изображений. Однако выставка, открывшаяся в Музее личных коллекций ГМИИ, наглядно опроверgaет это утверждение. Экспозиция, организованная Фондом Марджани, охватывает период с IX по XIX век и состоит из трех разделов, соответствующих главным историческим эпохам: от возникновения ислама до монгольского нашествия, время Чингизидов и постмонгольский период.
География произведений искусства также впечатляет: в экспозиции представлены объекты из Северной Африки, Сирии, Ирака, Ирана, а также Средней и Малыми Азий. Монгольская империя простирается от Китая до степей Восточной Европы. Везде присутствуют фигуративные изображения, а также геометрический орнамент и каллиграфия.
Среди ранних примеров выделяется «люстровая» роспись IX века, выполненная с использованием металлов — преимущественно серебра и меди — и сложной технологии обжига. Далее следует фигурка всадника XII века, известная благодаря бирюзовой глазури, полученной из окислов меди и кобальта. В кувштине того же периода использована техника сграффито, которая позволяет создавать контрастный грунт, открывающийся на фоне глазури. Здесь встречаются как люди, так и животные.
Еще один интересный пример — чаша, изготовленная из двух слоев стекла с золотой фольгой между ними. Эта технология восходит к римской эпохе, и ее секреты еще не раскрыты полностью. Рядом находится стекло темно-синего цвета, окрашенное кобальтом. Иранская чаша XI века украшена изображением птицы, оформленной мелкими кружочками. Вышитая кайма XI-XII века с изображениями оленей напоминает наскальные рисунки Сибири. Гарнитура поясного набора XIII века из Центральной Азии также включает зооморфные мотивы, возможно под влиянием Монголии или Северного Китая.
Книжная иллюстрация заслуживает особого внимания. В то время как сакральные тексты, как правило, оставались без изображений, обложка Корана могла быть украшена растительным орнаментом (Иран, XVI век). Роспись выполнена цветными полупрозрачными лаками с добавлением золотого песка. В светской литературе миниатюры были вполне уместны, а Шираз в XVI веке стал центром производства таких книг. Эти издания создавались медленно и предназначались для состоятельных заказчиков, что привело к тому, что миниатюры начали коллекционироваться отдельно.
Интересно, что на одном из листов XVII века имеется подпись автора — Муин Мусаввир. В батальной сцене, также книжной, можно заметить ту же руку. Антропоморфные изображения встречаются даже на дверных створках XIX века, где фигуры в медальонах воспроизводят более ранние литературные иллюстрации.
В XIX веке появляются портретные работы, сочетающие вышивку с аппликацией, тогда как европейская техника живописи маслом по холсту оставалась редкостью. Кроме того, интерес представляет вышивка, использовавшаяся в составе приданого дочери (Узбекистан, XIX век). Наконец, изразцы с высоким орнаментальным (частично текстовым) рельефом, относящиеся к Самарканду XIV века, также заслуживают внимания. Все это можно увидеть в Музее личных коллекций до конца мая.
