Выставка из архива семьи Аркадия Пластова открылась в галерее Церетели на Пречистенке, приуроченная к юбилею художника — 120-летию со дня его рождения. Эту экспозицию составляют более ста работ, что позволяет зрителям увидеть менее известные и редкие произведения. Важный аспект выставки в том, что многие работы, хранимые в доме, представляют собой более свободные стилистические решения.
Временной охват выставки впечатляет — от 1910-х до 1970-х годов. Самый ранний автопортрет датирован 1910-ми годами. Аркадий Пластов получил художественное образование в последние предреволюционные годы. В его семье были священнослужители и иконописцы, и его первоначально направили в духовную семинарию. Однако учеба в семинарии не сложилась, и будущий художник отправился в Москву, где учился в студии Ильи Машкова. Пластов позже вспоминал, как трудно ему было адаптироваться к современным тогда течениям после академического обучения, но это влияние ощущается в его ранних работах — портретах братьев и знакомых.
Завершение учебы в Строгановском училище совпало с бурными изменениями в стране. Февральскую революцию Пластов встретил с наивным энтузиазмом, принимая участие в арестах жандармов. Летом он уехал в родную деревню, где писал этюды, а осенью 1917 года вернулся в Москву, чтобы сдавать экзамены, и оказался в центре баррикад и вооруженных стычек. Снова он поспешил вернуться в деревню, где параллельно занимался живописью и крестьянским трудом. Это сочетание удавалось ему довольно успешно, и односельчане, обращаясь к нему за помощью, избрали его в сельсовет.
Авторитет среди соседей помог ему в 1929 году, когда НКВД заинтересовалось его делами: поручительство односельчан спасло его от репрессий. В это время Пластов зарабатывает на жизнь плакатами и книжными иллюстрациями на крестьянские темы, в том числе к произведениям Некрасова. Однако ранние работы художника почти не сохранились — в 1931 году большой пожар уничтожил его дом и мастерскую. После этого Пластов окончательно решает посвятить себя искусству, возможно, под влиянием начавшейся коллективизации.
Работы 1930-х годов включают и «идейные» произведения. Однако у Пластова они отличаются. В его картинах, изображающих сельские ярмарки, скорее можно увидеть XIX век, если не считать некоторых деталей, таких как персонажи в буденовках и красные флаги. Также представлен большой эскиз к известной работе «Купание коней». К концу 1930-х палитра Пластова заметно меняется, становится более сдержанной, доходя впоследствии почти до монохрома. 1940-е годы проходят в стилистике гризайли. Однако именно в этот период Пластов первым среди художников соцреализма вводит обнаженную натуру в жанровую картину.
На выставке представлено позднее авторское повторение одной из его самых известных военных работ, выполненное в 70-х годах. Многие, возможно, не представляют Пластова как автора натюрмортов, так как музеи такие работы не показывают, но в семейном архиве они имеются. Особенно интересны акварели, написанные под впечатлением церковных служб, ведь, хотя он и покинул семинарию, религиозным человеком остался. Последний этюд, «Моление о ниспослании дождя», датируется 1960-ми годами.
При обсуждении творчества Пластова нельзя не упомянуть детские портреты, особенно семейные. Это фактически история взросления его сына и внука, ныне хранителя семейного архива. Неизменно позировать приходилось и соседским детям. С начала 1950-х годов колористика Пластова снова резко меняется, возвращаясь к его ранним этапам и влиянию «сезаннистов», таких как Машков. Одной из самых последних работ художника является картина под названием «Рождество». Выставка будет открыта до 10 марта.