Статья дня: Паленая лодка

Коммерсант-Власть, 13.02.2012

За три дня до Нового года на судоремонтном заводе N82, расположенном на Кольском полуострове, произошло серьезное ЧП — загорелась подводная лодка, находившаяся в доке. Это событие привлекло внимание СМИ, однако в предпраздничной суете немногие осознали всю серьезность происшествия. На самом деле Россия почти сутки находилась на грани крупнейшей техногенной катастрофы со времен Чернобыля: в 6 км от Мурманска ярким пламенем горел атомный подводный стратегический ракетоносец К-84 «Екатеринбург», на борту которого находились ракеты с ядерными боеголовками, торпеды и два атомных реактора. Все усилия пожарных на протяжении долгих часов не приносили результата.

Как подводная лодка оказалась в доке

2011 год был насыщенным для К-84: в апреле состоялся запуск ракеты Р-29РМУ2 «Синева», в мае — испытательный пуск новейшей ракеты Р-29РМУ2.1 «Лайнер», а в июле — еще один пуск «Синевы». В конце лета или осенью у К-84 была повреждена носовая часть — подробности этой аварии остались неизвестными. Для лучшего понимания ситуации необходимо пояснить ряд технических характеристик. Ракетоносцы проекта 667БДРМ построены по классической советской схеме: экипаж, реактор, турбины, ракетные шахты и важнейшие системы размещены в прочном корпусе, способном выдерживать большое давление воды. Снаружи у лодки находится «легкий» корпус, придающий ей обтекаемую форму. Между этими корпусами находится вода, что защищает легкий корпус от давления. Легкий корпус покрыт резиновым противогидролокационным покрытием, снижающим шумность лодки.

Между прочным и легким корпусами располагаются различные устройства — например, балластные цистерны, которые облегчают процесс погружения и всплытия, и «выгородка ГАК», где расположены основная антенна и конструктивные элементы гидроакустического комплекса (ГАК) «Скат-БДРМ». Цилиндрическая антенна (диаметром 8 м и высотой 4,5 м) предназначена для улавливания звуковых колебаний под водой и не может располагаться в прочном корпусе. Обтекатель антенны, прилегающий к легкому корпусу, был поврежден в результате аварии. Тем не менее, антенна ГАК и торпедные аппараты остались работоспособными, и срочного ремонта не требовалось.

Судя по всему, военные планировали, что в начале 2012 года К-84 «Екатеринбург» отправится на боевую службу, и перед этим должна пройти доковый осмотр. Поэтому было решено устранить повреждения во время этого осмотра.

Перед отправкой в док подводники успели культурно отдохнуть: в середине ноября к ним в гости прибыли музыканты рок-группы «Чайф», которые дали концерт и переночевали на лодке. В начале декабря К-84 была поставлена для осмотра в плавучий док ПД-50 82-го судоремонтного завода в поселке Росляково Мурманской области, где рядом ремонтировался противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков».

Был ли на «Екатеринбурге» боезапас в момент пожара

К-84 находилась в доке с ракетами и торпедами на борту. Споры о наличии боезапаса на подлодке начали возникать сразу после сообщений о пожаре. Однако, «Власть» имеет основания полагать, что в момент происшествия боезапас все-таки присутствовал. Во-первых, постановка в док с боезапасом практикуется. Иногда решение о выгрузке боезапаса принимается командованием «по ситуации». Во-вторых, выгрузка и погрузка торпед и ракет — длительная процедура, которая может занять до двух недель и сорвать график выхода ракетоносца на боевое дежурство, что негативно скажется на ядерном паритете с США. В-третьих, после ликвидации пожара К-84 не осталась на заводе, а в первые дни января была отправлена в бухту Окольная, а затем в губу Ягельная — постоянное место базирования, где находятся базы вооружений Северного флота, включая склады межконтинентальных ракет.

Вряд ли «Екатеринбург» экстренно вывели из Росляково для погрузки боезапаса: подлодка надолго вышла из строя. Задача такого перебазирования — выгрузка находившихся на борту ракет и торпед. В-четвертых, факт наличия боезапаса в момент пожара подтвердили несколько независимых источников в командовании ВМФ и на Северном флоте. Таким образом, с уверенностью можно утверждать, что 29 декабря на «Екатеринбурге» находились:

  • 16 межконтинентальных ракет Р-29РМУ2 «Синева», каждая из которых может нести до десяти боевых частей;
  • торпеды и противолодочные ракетоторпеды, каждая из которых содержит до 300 кг взрывчатого вещества;
  • два водо-водяных атомных реактора ВМ-4СГ с активной зоной, содержащей примерно 250 сборок тепловыделяющих элементов.

Как возник, развивался и был потушен пожар

После постановки в док было обнаружено повреждение обтекателя ГАК. Были проведены огневые работы по ремонту с резкой металла, в результате чего 29 декабря в 15:45 возник пожар в носовой части подлодки. По первоначальной версии, огонь вспыхнул из-за «возгорания деревянных строительных конструкций», которые использовались рабочими вокруг К-84. Несмотря на правила, позволяющие использовать только металлические леса, деревянные конструкции все еще применяются для временных работ в труднодоступных местах.

Недостаточное соблюдение правил по изготовлению деревянных элементов лесов и их обшивка горючими материалами значительно повысили риск возникновения пожара. В итоге, огонь, начавшийся в носу, быстро охватил подводную лодку, что потребовало срочной эвакуации экипажа и значительных усилий для тушения.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы