Статья дня: Продолжение «татарской освободительной войны»

Президентская комиссия по противодействию попыткам фальсифицировать историю в ущерб интересам России может рассмотреть одно из первых скандальных дел из Татарстана. Поводом для этого стала детская историческая книга. Преподаватели одного из казанских вузов считают, что издание «Освободительная война татарского народа» искажает историю и содержит материалы, способствующие разжиганию межнациональной розни.

Председатель исторической комиссии, глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин, получил письмо из Казани с просьбой провести экспертизу книги и изъять её из открытой продажи. Книга была выпущена в Татарском государственном книжном издательстве еще в 2007 году. Альбомное издание, как говорится в аннотации, посвящено «борьбе татар против завоевательной политики русского государства и освободительной войне за восстановление своей государственности».

Несмотря на низкую цену – всего 30 руб. (стоимость двух поездок на автобусе) – книга продавалась плохо, и за два года тираж остался нераспроданным. Альбом мог бы остаться незамеченным, если бы на него не обратили внимание историки. На обложке «Освободительной войны» изображен шеврон татарского бойца-легионера СС и портрет лидера татарских националистов Заки Зайнуллина, известного своими скандальными высказываниями. Кроме того, книгу венчает изображение схватки между русскими и татарскими воинами у подножия пылающей мечети.

Содержание издания не менее интересно. Автор, историк Нурулла Гариф, анализирует отношения между русскими и татарами с XVI века до наших дней. Формального ограничения по возрасту у книги нет, но стиль изложения адаптирован для детской аудитории. Автор четко разделяет персонажей: татары защищают свою Родину, а русские грабят, мародерствуют и убивают. При этом Нурулла Гариф редко употребляет слова «Россия», «российский» или «российское государство», предпочитая «русский», «русские» и «русское государство». Например: «Как только русские вошли в город, они тотчас занялись грабежом», «русские пытались послать против них (татар) присягнувших ним жителей Казанского ханства… но казанцы не пошли на братоубийственную войну и объединились против оккупантов», «русские колонизаторы пришли в Закамье и начали захватывать лучшие земли», «татары шли в бой с многовековой мечтой отцов и дедов – освободить свою столицу (Казань) от неверных».

Автор всегда категоричен – в его трактовке все царские чиновники и губернаторы Казанского края (Шереметьев, Татищев, Потемкин, Руич и Панин) названы «карателями». В заключении Нурулла Гариф пишет: «Несмотря на неимоверные испытания, которые пришлось выдержать татарскому народу начиная с 1552 года, он смог сохраниться, остался несломленным и гордым. Борьба за восстановление независимого государства продолжается и в наши дни».

Два месяца назад преподаватель кафедры истории одного из казанских вузов, Александр Овчинников, подал заявление в прокуратуру Татарстана с просьбой провести психолого-лингвистическую экспертизу книги Гарифа. Он считает, что в ней содержатся материалы, разжигающие межнациональную и межконфессиональную рознь. Овчинников утверждает, что Нурулла Гариф фальсифицирует историю путем «тенденциозного подбора и трактовки исторических фактов». По его мнению, «ребенок, прочитав книгу Нуруллы Гарифа и запомнив рисунки на её обложке, будет считать, что татарский народ на протяжении веков после падения Казани всеми способами боролся за свою независимость от России…»

Прокуратура Татарстана направила книгу Гарифа в Институт истории имени Марджани при Академии наук республики. Эксперты не нашли в книге «Освободительная война» «ни одного предложения, которое могло бы истолковываться как призыв к национальной или религиозной розни». Напротив, они призвали прокурора республики возбудить уголовное дело в отношении заявителя Овчинникова, который своим поведением сам разжигает межнациональную рознь. На данный момент никаких мер к преподавателю не принято, и он ожидает реакции специалистов комиссии по противодействию попыткам фальсифицировать историю в ущерб интересам России.

Ян Гордеев, Казань

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы