Доктор богословия Борис Пивоваров дал показания в рамках дела об опере «Тангейзер». В ходе заседания он обсудил метод наложения сакрального на неприличное, подъем времени «снизу», апокрифы, найденные в Ленинской библиотеке, и важность образа Иисуса Христа. Слушание административного дела в отношении режиссера Тимофея Кулябина, который поставил спектакль в Новосибирском театре оперы и балета, прошло 5 марта в мировом суде Центрального района Новосибирска.
Представители прокуратуры представили заключение протоиерея Бориса Пивоварова по использованию образа Христа в постановке и ходатайствовали о его вызове в суд для уточняющих вопросов. Защита Кулябина выступила против приобщения заключения, считая его «незаконным» и не имеющим отношения к делу. Однако судья Екатерина Сорокина удовлетворила ходатайство прокуратуры.
Тайга.инфо публикует стенограмму допроса богослова. Вопросы задавали заместитель прокурора Новосибирска Игорь Стасюлис, адвокат Кулябина Валентин Демиденко и судья Екатерина Сорокина.
Судья: Год рождения?
Пивоваров: 1950 год.
Судья: Место жительства?
Пивоваров: Новосибирск.
Судья: Место работы и должность?
Пивоваров: Настоятель Церкви всех русских святых в Советском районе.
Судья: Я разъясняю вам ваш долг и обязанность рассказать всё, что вам известно о настоящем правонарушении, а также предупреждаю об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Стасюлис: Борис Иванович, откуда вы узнали об опере «Тангейзер», показанной в декабре 2014 года в Новосибирском театре?
Пивоваров: Узнал от своих прихожан, среди которых много театралов. Постановка вызвала резонанс, и у верующих возникли вопросы. Всё остальное — в интернете.
Стасюлис: То есть к вам обращались граждане с вопросами о постановке?
Судья: Прокурору замечание — в судебном заседании не нужно формулировать за свидетеля вопросы и давать ответы.
Пивоваров: Люди не спрашивали, как относиться к этому, они высказывали свое оскорбление. Я, как священнослужитель, отвечал, что если закон защищает религиозные чувства верующих, их позиция понятна.
Прокурор: Почему вы решили подготовить заключение, кто вас об этом попросил?
Пивоваров: Это моя инициатива. С 2012 года, когда начались резонансные дела по оскорблению святынь, я обладал необходимыми знаниями как человек с высшим богословским образованием. Считал, что в судопроизводстве необходимо четко ответить на вопросы, которые могут возникнуть.
Стасюлис: Почему вы считаете, что в опере «Тангейзер» использован образ Иисуса Христа?
Пивоваров: Образ Иисуса Христа, хоть и нерукотворный, уже давно вошел в сознание верующих. Доказывать, что это не образ Христа, всё равно что утверждать, что черное может быть белым, в зависимости от правил игры. Это неприемлемо.
Стасюлис: Существуют ли внешние сходства актера, играющего образ Иисуса Христа, с почитаемым в православии Иисусом Христом?
Пивоваров: Есть сходства. Актер полноват, но это не страшно, и его наряд говорит о том, что это именно образ Христа.
Стасюлис: Какие черты сходства были у актера?
Пивоваров: Парик, волосы, хитон.
Стасюлис: Что такое хитон?
Пивоваров: Хитон — это верхняя одежда по-церковному, его вид говорит о том, что это не Будда, а образ Христа.
Стасюлис: То есть грим напоминал образ?
Пивоваров: Да, и грим тоже. Хотя актер был полноват — в традиционных изображениях Христос изображается как аскет.
Стасюлис: В Евангелии упоминается, что Иисус находился в Венерином гроте от 12 до 30 лет. Как церковь относится к такой интерпретации?
Пивоваров: Этот период не описан в священных книгах. Есть апокрифы, например, Евангелие от Якова, где содержатся свидетельства о детстве Иисуса. Но это не оправдывает оскорбления. Мы не можем выдумывать недостающие факты, оскорбляя его семью.
Стасюлис: Сочетается ли образ Иисуса Христа с поступками актера в «Тангейзере»?
Пивоваров: Нет, это мягко говоря, клевета и кощунство, оскорбление всех верующих.
Стасюлис: Каковы ваши выводы после изучения постера спектакля?
Пивоваров: Это выходит за пределы театрального так и общего искусства.
Стасюлис: Что изображено на постере, какой художественный метод используется?
Пивоваров: Там применяется метод наложения сакрального на неприличное, что нарушает духовно-нравственные законы общества, которое может отличать черное от белого.
Стасюлис: Какую роль в постановке занимает крест? Как он используется?
Пивоваров: Крест занимает центральное место…