Итак, российские школы могут ввести платные предметы. Право на это они получили после принятия Госдумой известного закона. Я подписывал в Интернете обращение против этого закона. Он мне не нравится. Но, трезво рассуждая, так ли страшен чёрт, как его малюют? По-моему, нет.
Ведь школы не смогут объявить платными те уроки, какие захотят, поскольку будет определён перечень обязательных предметов, которые финансируются из госбюджета. Какие это будут предметы? Наверняка русский язык, математика, физика, химия и биология – их никто просто не посмеет тронуть. Уверен, что история с литературой и иностранным языком тоже войдут в этот перечень – это священные коровы, та ещё буря начнётся, если к ним прикоснуться. Не тронут и физкультуру – право ребёнка на здоровье и всё такое.
А что остаётся-то? Музыка, рисование, технология. Ну, скажите, положа руку на сердце – сильно ли вы по ним заплачете? Вот многому вас лично в школе на уроке музыки научили? А на рисовании? Вот и меня тоже немногому. Едва ли те, кто занимается музыкой серьёзно, пострадают от отмены школьного урока.
Кстати, чтобы окончательно убедиться в том, что от этих уроков мало пользы, достаточно заглянуть в школьный журнал. Я вот не поленился, заглянул. По предметам «культурология», «рисование», «музыка», «мировая художественная культура» у детей по четвертям стоят пятёрки столбиками. То есть у всего класса – и не у одного, а у всех. Знаете, что это значит? Что детей там ничему не учат, что реально эти уроки отсутствуют. Да и сами дети так говорят. Спросил пару человек – что вы делаете на рисовании? А ничего, — отвечают, — рисуем, что хотим. Так что если эти уроки станут платными, хуже не будет. Кто-то просто перестанет на них ходить – и ничего не потеряет от этого. Возможно, станет лучше – данная реформа может подтолкнуть учителей к более качественному обучению.
Как ещё школы могут воспользоваться этой возможностью? Вы будете смеяться – смогут хотя бы попробовать научить детей чему-нибудь полезному. Ведь традиционный упрёк детей и родителей звучит: «то, чему вы учите, не понадобится в жизни!» Так вот, можно учить за деньги тому, что необходимо.
Например, один мой знакомый, хорошо разбирающийся в компьютерах, уже преподавал в школе основы компьютерной грамотности. Нет, не информатику – не этот дурацкий предмет, который хронически отстаёт от реальной жизни лет на десять. Он учил детей, как собрать и разобрать компьютер, как устанавливать ПО, как чинить компьютер – хотя бы в самых простых случаях. На этих уроках мест в классе не хватало – а ведь людей, которые могут это преподавать, много. Эти знания действительно пригодятся детям, и проблем с дисциплиной не будет – дети прекрасно чувствуют, когда их учат чему-то полезному.
Перечитал всё, что написано выше, и самому стало непонятно – а чего ж я тогда подписывал обращение против этого закона, если всё так здорово? Подумал немного и сформулировал: этот закон, каким бы он сам по себе не казался безобидным, первый шаг на пути к платному среднему образованию. Этим он мне и не понравился.
Но, с другой стороны, полностью платным среднее образование у нас всё же не сделают, в жизни в такое не поверю. А что за пределами некоего обязательного минимума придётся платить – ну, так у нас же нынче капитализм. Кому не нравится – можно проголосовать за коммунистов.