Георгиевская лента в каждый дом когда-то казалась неплохой идеей. Небольшой аксессуар с важной символической «нагрузкой», позволяющий людям в праздник почувствовать себя сплоченными общей радостью. Проблемы начались, когда в дело вмешались политтехнологи, и георгиевскую ленту стали использовать как альтернативу белой ленте. Митинги ликующей гопоты, митинги бюджетников, митинги тех, кто хотел бы стать российскими хунвейбинами — море георгиевских ленточек под политическими лозунгами и призывами к насилию.
Георгиевские ленточки стали отличительной символикой активистов, устраивающих провокации и нападающих на участников выступлений оппозиции. Именно по ним узнавали друг друга те, кто стрелял по толпе сторонников единой и унитарной Украины в начале кровавого противостояния в Одессе. Люди с георгиевскими лентами атакуют журналистов, громят выставки современного искусства, бьют автомобили с оппозиционной и украинской символикой.
И вот наступает праздник — и эти ленты надевают сотни тысяч людей, многие из которых совершенно аполитичны. Они пытаются подчеркнуть свою причастность к празднику, но в итоге сливаются с агрессивной, зачастую криминальной, прокремлевской гопотой. И когда я вижу такую ленту на зеркале таксиста, то не знаю, ездил ли он «на сафари в Донбасс» убивать людей, брал ли участие в нападениях на участников пикетов или, может, всего час назад вышел из разгромленного офиса правозащитной организации, вытер кровь о тряпочку и повесил символ насилия на самое видное место, или же просто хочет поделиться праздничным настроением.
Надевать георгиевскую ленту ради праздника сейчас — все равно что надеть свастику после еврейских погромов, рассуждая, что это знак солнца, лета и света. Все это, конечно, не имеет никакого отношения к ордену Святого Георгия и Георгиевскому кресту, которые должны присуждаться за подвиги, и никакие грязные игры с ленточками не умалят их значение.