Бабушка и ее культурное наследие

История с испанской бабушкой, которая, во имя Христа, попыталась восстановить икону XIX века, вызывает смешанные чувства: она одновременно ужасает и поучает.
Первоначально создалось впечатление, что речь идет о недовольной Богом личности, однако дальнейшие подробности прояснили ситуацию. Бабушку о реставрационных работах по просьбе священника прихода попросили «подремонтировать» не лик Христа, а его плащ — но это уже нюансы.
В этой истории наглядно демонстрируется пересечение религии и культуры, а также абсурд, который возникает в стремлении к абсолюту. Для человека, ориентированного на культуру, всякая лакуна на картине или иконе, утраченная краска и незавершенность становятся неотъемлемой частью контекста, безценным воздухом культуры.
Строфы отточий в «Онегине» лишь обогащают роман, и это понятно даже старшекласснику. Каждое произведение искусства, будь то картина, икона, роман или поэма, для культурного человека становится частью более широкого контекста.
Перегородки, разделяющие религии, не достигают небес, как писал философ Соловьев. Развивая эту мысль, можно утверждать: искусство разрушает эти перегородки на уровне человеческого восприятия.
Рембрантовский «Авраам и Исаак» предназначен не только иудеям, рублевская «Троица» может увлечь атеиста так же, как православного. Это не разговор о религиозных обрядах — это нечто большее.
Для священника из-под Сарагосы и его подручной бабушки икона Мартинеса была просто предметом культа, пришедшим в негодность, который решили «подремонтировать», как покосившийся забор. В результате их трудов получилась «волосатая обезьяна».
Тем не менее, молиться перед этим произведением можно, ведь по документам это Христос, так что никаких препятствий для совершения обряда нет! Вот только смотреть на это не рекомендуется.

Оцените статью
Ритм Москвы