Олег Букин: Реконструкция = уничтожение

Ещё один пост я хочу посвятить теме изменения внешнего и внутреннего облика памятника, его реконструкции. Это явление приняло массовый характер в Екатеринбурге, и, вероятно, в других городах тоже. Лавина реконструкций, мощнейшей разрушительной силы… К сожалению, в сознании многих граждан реконструкция и реставрация представляют собой тождественные понятия. Однако на самом деле эти понятия различны и противоположны по своей сути.

В соответствии с действующим законодательством, органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия (в зависимости от региона это могут быть министерство культуры, управление культуры, НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры и т.д.), выдают разрешения на проведение работ по сохранению памятников. Существуют различные виды сохранения памятника: реставрация, ремонт, консервация и приспособление для современного использования. Ни один из этих видов не предполагает изменение внешнего и внутреннего облика (реконструкцию).

Согласно пункту 10 ст. 9 Закона РФ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» №73-ФЗ, решение об изменении внешнего и внутреннего облика относится к компетенции федеральных органов государственной власти. Госорганы субъектов РФ не вправе принимать решения об изменении памятника.

Однако беда заключается в том, что под видом работ по сохранению проводятся работы по изменению памятника (реконструкции). Яркий пример подобного «сохранения» — это текущая реконструкция объекта культурного наследия «Дом, где жил архитектор Бабыкин К.Т.», расположенного в Екатеринбурге по ул. Красноармейской, 8. По имеющимся данным, госорган Свердловской области – министерство культуры и туризма – выдал разрешение на проведение работ по сохранению памятника. В результате этого «сохранения» демонтирована большая часть памятника: крыша, перекрытия и часть внутренних стен, декоративная лепнина, печи, старинная керамическая плитка, двери и дверные ручки, оконная фурнитура и другие элементы. Остались только внешние стены здания.

Судя по изображению памятника на информационном щите, существенное изменение внешнего облика коснется главного фасада. Этот памятник выделялся сохранившимся аутентичным интерьером, подлинным свидетелем времени, которым дышала Россия 100 лет назад. Боже мой, этот дом был как человек, которого хотелось обнять, это был седой старик, теплый и скромный. Прости нас, дедушка, прости, что не сберегли…

P.S. Если вы являетесь свидетелем подобной реконструкции, согласованной местным госорганом охраны памятников, смело обращайтесь в территориальное управление Росохранкультуры по федеральному округу – это орган, осуществляющий надзор в области охраны объектов культурного наследия. Можно также писать в прокуратуру.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы