День или жизнь без автомобиля?

В День без автомобиля российские водители, законодатели и все граждане получили жестокий урок. Трагедия на Минской улице наглядно продемонстрировала, к каким последствиям может привести несоблюдение главного правила автомобилиста — садиться за руль исключительно трезвым и адекватным. К сожалению, вернуть жизни детей, у которых забрал жизнь пьяный 29-летний водитель, не получится. Однако мы обязаны сделать все возможное, чтобы максимально оградить себя от подобных случаев в будущем.

Премьер-министр Дмитрий Медведев уже высказался о необходимости многократного увеличения штрафов за вождение в пьяном виде. Коллеги предложили повысить планку до ста тысяч рублей. Но, на мой взгляд, этого недостаточно. Да, предложение верное, но не окончательное. Давайте порассуждаем: кто чаще всего садится за руль в состоянии алкогольного опьянения? В крупных городах — это, как правило, представители «золотой молодежи» и распоясавшиеся «уголовники». Бывают и другие случаи, но чаще всего это люди, для которых финансовый вопрос не является проблемой. Им будет безразлично заплатить две тысячи или сто тысяч рублей, чтобы доказать себе и знакомым, что они «имеют право» и им «плевать на гаишников». Я предлагаю ввести иную меру, способную оказать более сильное психологическое воздействие: от ста до пятисот часов общественно полезных работ, в зависимости от условий и степени опьянения.

Если ты впервые попался за рулем в нетрезвом состоянии, будь добр, подметай улицы, собирай мусор рядом с проезжей частью, убирай снег зимой и обновляй дорожную разметку летом, а лучше – помогай укладывать асфальт вместе с рабочими. Эта мера «отрезвляет» и возвращает к реальности гораздо действеннее, чем штраф. На время выполнения работ необходимо изъять автомобиль, как это делается, к примеру, в Италии. Если попался повторно — машину конфискуют и продадут, а прав лишат пожизненно.

Еще одна проблема, с которой нужно бороться, но о которой говорят реже, — вождение в состоянии наркотического опьянения. Эта проблема ничуть не меньше, чем алкоголизм, но сложнее в решении. По статистике ГИБДД, ежегодно более 30 000 водителей задерживаются за рулем в состоянии наркотического опьянения. В прошлом году в России было задержано почти 16 000 водителей маршруток, управлявших транспортом «под кайфом». За это нарушение предусмотрено лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет. Эта мера также недостаточна и требует ужесточения, включая общественные работы и пожизненное лишение прав.

Сложность заключается в том, что состояние наркотического опьянения труднее выявить. Я предлагаю привлекать кинологическую службу на посты ДПС. Пока что ничто не выявляет наркотики лучше, чем собака. Существуют и инновационные решения: в Европе уже на протяжении года используются так называемые «драгалайзеры» — портативные устройства, которые определяют легкие и сильные наркотики в слюне всего за 90 секунд. Нам не нужно изобретать велосипед, все уже придумано. Эти аппараты не будут вызывать такое недовольство у водителей, как существующие «экспресс-тесты», при которых полицейские заставляют сдавать мочу на месте.

Еще одна мера, способная снизить смертность на дорогах: обязательная установка «отбойников» в местах с многополосным двусторонним движением и на светофорах (включая «кнопочные») на пешеходных переходах. Уровень смертности при лобовых столкновениях и наездах на пешеходов, к сожалению, не снижается. Причин множество: отсутствие разметки, агрессивное вождение (которое не является нарушением), алкогольное опьянение и отсутствие светофора. Некоторые водители до сих пор реагируют не на движущийся объект, а на красный сигнал светофора. Существует печальный анекдот: «Пешеход, если ты умираешь на переходе, помни: ты был прав». Нам хочется верить, что мы «европеизируемся», но культура вождения в России до сих пор не сложилась.

Если единственный способ предотвратить гибель граждан — это введение жесткого наказания, то мы готовы это сделать. Я готовлю дополнения к тем поправкам, которые подают мои коллеги. Надеюсь, что после принятия этих мер трагедий с погибшими на остановках детьми и взрослыми станет меньше.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы