День Победы как информационная дуэль Москвы и Киева (заметки)

Празднование 70-летия Победы во Второй мировой войне стало последним крупным юбилеем, на котором присутствуют живые ветераны — участники тех событий. Хотя некоторые доживут и до 75-летия, и даже до 80-летия, число долгожителей будет невелико. Сегодня ветераны, носители живой памяти о войне, являются последним сдерживающим фактором для современных интерпретаторов истории XX века. Но, возможно, они уже стали не более чем приглашенными VIP-персонами или «эскортом» для фотографирования с лидерами государства. Как бы то ни было, день Победы остается для них днем триумфа, в то время как для многих из нас — днем Печали, Памяти и Скорби.

В позднесталинскую эпоху о 9 мая предпочли забыть: власть опасалась, что народ-победитель может мобилизоваться и обратить свои силы против сталинского режима. При Хрущеве акцент сместился на индивидуалистическое и лирическое изображение войны в кино, с такими фильмами, как «Баллада о солдате» и «Летят журавли». Война при Сталине описывалась в эпических терминах, а Брежнев искал социальную опору в ветеранах, которые к середине 1960-х годов стали активной силой. С 1965 года день Победы стал выходным и праздничным днем, ветераны получали социальные льготы и юбилейные медали.

В России сформировалось убеждение, что единственной темой, объединяющей всех россиян, является Победа в Великой Отечественной войне. Власть открыто заявляет, что обновленный культ Победы должен стать «гражданской религией», а «георгиевские ленточки» символизируют принадлежность к «путинскому большинству». Это порождает милитаризм, культивирование ненависти и приватизацию праздника, заставляя сложные народные чувства подчиняться современным интересам Кремля, включая войну в Украине.

На параде 9 мая 2015 года, где красовались новые танки и самолеты, противопоставлялась «народная» акция «Бессмертный полк». Шествие вызвало много позитивных эмоций, даже у тех, кто критически относится к власти. Однако акция, начавшаяся в 2012 году и возникшая «снизу», вскоре оказалась под контролем государства. Так, массовки начали использовать портреты «дедов-ветеранов», что едва не дискредитировало весь проект.

После 9 мая пропаганда осмыслила эффект от «Бессмертного полка», рассматривая его как «точку нового рождения» российской политической нации. Но, как обычно, народное воодушевление государство быстро переняло под свой контроль, что в следующем году может привести к превращению «Бессмертного полка» в массовый и обязательный ритуал.

Кстати, идеолог российского «Антимайдана» Николай Стариков расценил акцию как иностранную диверсию против России, утверждая, что 9 мая нужно отмечать как праздник единения, а не скорби по павшим. Российские политики и СМИ отрицают участие России в войне на Донбассе, но признают наличие информационной войны с Украиной. Празднование Дня Победы в обеих странах стало символической дуэлью: в России — милитаризм и имперский пафос, в Украине — антимилитарный подход с акцентом на человеческий аспект.

Попытка вписать праздник в европейский формат (условное «8 мая», день Памяти и Скорби) породила новый синтез эмоций: героическое «мажор» и скорбное «минор». Главная удача в Украине заключается в том, что та война актуализирована через современность. Война за родину — и тогда, и сейчас. Телевизионные ролики «Дед» и «Бабушка» произвели фурор в общественном сознании, демонстрируя связь поколений.

Сомнительна необходимость запрета советской символики в Украине, в том числе наименования войны. Делать это не следует из ностальгии, а ради имиджа Украины как свободной страны с реальной свободой слова. Это отличает Украину от России. Эффективная десоветизация возможна через технологии «Soft Power», а не силовые методы. Попытки закрепить в праве «правильные» интерпретации войны выглядят параноидально, ведь это вопрос морали, а не права. Тема войны затрагивает каждого украинца, и попытки «установить историческую справедливость» могут восприниматься как покушение на святое.

В итоге, Украина могла бы воспользоваться нежеланием европейских лидеров посетить парад в Москве и стать альтернативным центром празднования 70-летия Победы. Однако на это требуются колоссальные усилия, на которые нынешняя власть не способна. Тем не менее, «слез на глазах» и «связи поколений» в этот день присутствуют. Не покидает ощущение, что 70-летие Победы во Второй мировой войне становится стартовой чертой для Третьей мировой, раз лидеры мировых держав стремятся встретиться с Путиным именно после этих событий.

Оцените статью
Ритм Москвы