В проточных водах и в прохладе струй Я отмывался от ханжей и выжиг, Пьянел среди уздечек, сёдел, струй. Был терпелив к насилью слов и книжек.
Владимир Высоцкий (из черновиков, 1972 год)
2 октября 1976 года, Будапешт, Театр оперетты «Budapesti Operettszínház».
Кадр съемки сюжета программы новостей TV Híradó о спектакле «Гамлет». Именно в этот день Владимир Высоцкий впервые вышел на сцену в роли Гамлета, и с тех пор эта роль стала одной из самых знаковых в его творчестве. 220 раз он выходил на сцену в этом образе, предоставляя зрителям 40 с небольшим минут репетиций, телевизионных съемок и живых спектаклей, из которых всего лишь пять минут – это реальные моменты из незабываемых представлений.
Записи «Гамлета» не были зафиксированы на два магнитофона одновременно, что создавало трудности при перезаписи. Но, объединив различные фрагменты, можно восстановить аудиоверсию спектакля целиком.
Мы можем только завидовать тем, кто видел спектакль воочию, а сейчас лишь догадываться, как это выглядело на сцене и как играл свою главную роль Владимир Высоцкий.
На записи 1976 года, сделанной непосредственно на Таганке, мы можем услышать, как звучит «Гамлет» в исполнении Высоцкого и его партнера Леонида Филатова. Последний не только был великолепным актером, но и талантливым поэтом, который первым заметил уникальность исполнения Высоцким.
В какой эпохе происходит действие на сцене? Понятие времени в «Гамлете» условно. В традиции условного театра, к которой принадлежал Любимов, время воспринимается еще более абстрактно. Однако каждая постановка всегда была актуальной.
Высоцкий однажды объяснил, что в монологе «Быть или не быть» на самом деле нет знака вопроса: «трагедия Гамлета не в том, что он думает убить или не убить, а в том, что он не может жить в этом мире». С каждым годом одиночество самого Высоцкого становилось все более глубоким.
На сцене театра оперетты в Варшаве, во время репетиций спектакля, можно наблюдать тусклый свет, под которым разворачивается действие. Это свет создает атмосферу, находящуюся на грани сумерек и ночи.
Спектакль длился два с половиной часа, и действие было практически непрерывным благодаря движущемуся занавесу, что делало его физически сложным для актеров. Высоцкий большую часть времени проводил на сцене, играя на пределе человеческих возможностей.
В одной из самых сильных сцен он играет с Королевой, Аллой Демидовой, в Белграде, в сентябре 1976 года. В этом спектакле Высоцкий проявляет не только актерский, но и поэтический талант, что делает его Гамлета уникальным.
Алла Демидова вспоминала, что Любимов позволил им сыграть сцену разговора Гамлета с Матерью в традициях классического театра. Режиссер, оставшись верным своему стилю, использовал антракт как средство перехода в кульминационный момент спектакля.
Таганка гастролировала не только в Польше, но и в Югославии, Венгрии и Франции, где получил Гран-при на фестивале БИТЕФ. Высоцкий сыграл «Гамлета» в Марселе с особым вдохновением, и его исполнение стало знаковым.
Друзья и коллеги отмечали, что в его игре было что-то несущественное — он не просто играл Гамлета, но символизировал его. Его последний выход на сцену произошел всего за неделю до смерти, и его игра стала невыносимо напряженной.
В день прощания с Высоцким, когда его гроб стоял на сцене, звучали слова о том, каким он был как артист и человек. Выходя на сцену в черной водолазке, он навсегда остался в памяти как Гамлет.
Мы благодарим всех, кто помог подготовить данную программу, включая наших друзей из Творческого объединения «Ракурс». Это сотрудничество позволило нам сохранить память о Высоцком и его вкладе в искусство.