Один Высоцкий: Высоцкий. Глава 93. Волчья стая

Двуногие в ночь зажгли костры,
И угли вокруг рассыпали, —
И от брата, от сестры,
Горящим кольцом окружили.

…Пробудились стрелки, на помине легки,
Я знаком им не только по вою,
Да попомнят стрелки наши волчьи клыки,
И собаки заплатят с лихвою.

Владимир Высоцкий (из черновиков, 1977 год)

Наступавший 1970 год стал для Владимира Высоцкого непростым, и не скажешь, что он лучше предыдущего.
Хотя была ли в жизни Высоцкого хоть одна беззаботная пора? Но сегодня мы не об этом.
С удовольствием поздравляем вас со Старым Новым годом словами Владимира Семеновича, ведь они никогда не теряют своей прелести и актуальности.
А гитара Высоцкого сегодня, безусловно, пригодится. Хотя его песни будут не совсем праздничными, после долгих выходных всегда полезно встряхнуться.
Тем более, эти песни имеют вечную актуальность.

Не часто мы посвящаем наши материалы фактически одной песне, но эта, без сомнения, одна из самых известных у Высоцкого.
Ее можно смело отнести к числу ярчайших творческих и человеческих манифестов.
Летом 1968 года Владимир Назаров работал над фильмом по сценарию Бориса Можаева – «Хозяин тайги».
В этом фильме Высоцкий сыграл вместе с одним из своих близких друзей Валерием Золотухиным.
Во время съемок в селе Выезжий Лог, Красноярского края, у Владимира Семеновича начался тот самый период озарения, когда отдельные фразы начали складываться в целые песни.
Почти одновременно он написал «Баньку по-белому» и «Охоту на волков», о которой и пойдет речь.

Существует версия, что первые наметки «Охоты на волков» начали возникать у Высоцкого еще во время процесса над диссидентами Синявским и Даниэлем.
Синявский был преподавателем Высоцкого в Школе-студии МХАТ, где Владимир пользовался высоким уважением.
Конечно, процесс над этим близким ему человеком не мог остаться без внимания Высоцкого.

Марина Влади в своей книге «Владимир или Прерванный полет» упоминает, что первые строки «Охоты на волков» Высоцкий прочитал ей прямо в подмосковном детском лагере.
Однако тогда сюжет песни еще не складывался.
Все сосредоточилось в августе 1968 года на съемках в Выезжем Логе.
Золотухин и Высоцкий жили в простой крестьянской избе, где над столом висела яркая лампа, при свете которой Высоцкий работал.

Известны рассказы Валерия Золотухина о том, как он за бутылкой разрешал местным жителям подглядывать за Высоцким.
Вероятно, «Охота на волков» была написана под светом той самой «лампы в 500 свечей», на глазах у публики, глядевшей в освещенное окно.

Запись песни была сделана Высоцким с Константином Казански в Париже в 1975 году.
Хотя двойной альбом «Прерванный полет», в который вошла эта песня, был выпущен только в 1981 году, важность «Охоты на волков» для Высоцкого не вызывает сомнений.
Он записал ее не только для французского альбома, но и для пластинки, записанной летом 1976 года в Канаде.
Имея возможность выбрать любые из уже исполненных песен, Высоцкий дважды остановил свой выбор именно на этой.

Мы не можем не вспомнить самую последнюю съемку его публичного выступления – 16 апреля 1980 года на Малой сцене БДТ в Ленинграде.
Тогда, будучи смертельно больным, Высоцкий выступал с невероятным остервенением и безнадежным отчаянием, как будто желая вырваться из своих ограничений.
На парижской записи нам известны канонические строки, но это не единственный вариант текста.
Сохранились интересные наброски, которые тоже были не менее ударными.

В одном из вариантов, например, Высоцкий поет: «Я верчусь, как прыгун на манеже,
Я напрасно готовил клыки.»
Таким образом, «Охота на волков» была не только записана на студийные диски, но также сохранилось две кинопленки, на которых он исполняет эту песню.

Помимо ленинградской записи 1980 года, была еще одна запись во французском телевизионном шоу TF-1, где Высоцкого представили как популярного исполнителя в Советском Союзе.
Он также спел «Охоту на волков» и вполне сносно объяснялся с ведущим по-французски.

Первая известная запись этой песни была сделана в гостях у востоковеда Льва Делюсина в присутствии Юрия Любимова.
Скоро Любимов задумал театральную постановку «Берегите ваши лица», финал которой также был связан с этой песней.
Однако спектакль многократно переделывался, и одной из причин этого процесса считалось мощное звучание «Охоты на волков».

Не забывайте, что 1968 год – это время событий в Чехословакии, и рвущимися за флажки могли быть вовсе не волки…

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы