Мы на задворках подлинной войны
Лежим, как в запечатанном конверте.
Мы к этой жизни приговорены,
Насильно лишены желанной смерти.
— Владимир Высоцкий (из черновиков, 1973)
Фотопроба к фильму «Единственная дорога», 1974 год. Фото Анатолия Пашвыкина
Автор текста: Антон Орехъ
Эта история с одной стороны типична для Владимира Высоцкого, а с другой — в чем-то уникальна. Мы расскажем о его участии в фильме «Единственная дорога», который, хотя и был одним из, все же не похож на остальные. Сперва послушаем, как сам Высоцкий делился своими впечатлениями об этом проекте. 13 октября 1974 года, выступая в Гатчине, он говорил об этом подробно и даже с юмором.
На съемках фильма «Единственная дорога», август 1974 года
Картина, известная в советском прокате как «Единственная дорога», на самом деле называлась «Окованные шоферы». Это было совместное производство югославской киностудии Титограда и нашего «Мосфильма». В биографии Высоцкого было всего два случая, когда он снимался в художественном кино за границей. Через два года после съемок в Югославии, в 1976 году, он появился в небольшом эпизоде венгерского фильма «Их двое», где в главной роли снялась Марина Влади.
Хотя Высоцкий периодически снимался за границей, он нигде, кроме «Единственной дороги», не исполнял свою песню в кадре. Сюжет фильма основан на реальных событиях войны и разворачивается в апреле 1944 года, когда в Югославии активно действовало партизанское движение против фашистской оккупации, возглавляемое Иосипом Брозом Тито. После войны отношения Югославии и СССР были сложными, но во время съемок обе страны помирились, и местные участники проекта отмечали хорошее отношение к русским.
На съемках фильма «Единственная дорога», август 1974 года
Местная киностудия находилась в Черногории, столице Титограде, названной в честь Тито. Этот приезд был первым для Высоцкого в Югославию, и он был приятно удивлен тем, что его песни уже были известны местной аудитории. Режиссер Владимир Павлович хотел, чтобы Высоцкий не только снялся в фильме, но и написал для него песни, что ему удалось осуществить, записав их с оркестром в Белграде.
Режиссёр Владимир Павлович и Владимир Высоцкий на съёмках фильма «Единственная дорога», август 1974 года
Эта песня, «Расстрел горного эха», стала известной среди поклонников Высоцкого, хотя она звучит иначе, чем многие другие его записи. К сожалению, как и в других случаях, значительная часть его работ не была использована в окончательной версии фильма. В «Единственной дороге» прозвучала лишь одна песня, исполненная героем Высоцкого, шофером Солодовым, во время его мучительного нахождения в плену. Несмотря на это, для фильма были написаны три песни, которые Высоцкий записал с оркестром.
Другую песню, менее известную, великолепно исполнила Алла Демидова в спектакле о Высоцком на Таганке. Как часто бывало, песни, написанные для фильма, оказались интереснее самого сюжета. Конкретные причины, по которым из трех песен оставили только одну, не известны, но это не помешало живучести и популярности музыки Высоцкого. Он всегда умел выходить за рамки предложенного сюжета, и его творчество стало живым звучанием, не утратившим значимости со временем.
Рабочий момент съемок фильма «Единственная дорога», 1974 год. Фото Анатолия Пашвыкина
Приезд в Черногорию запомнился не только съемками фильма; Высоцкого также снимало черногорское телевидение. Это был интересный опыт для него, так как сколько бы ни было его известных выступлений, настоящая телевизионная съемка состоялась лишь один раз в 1972 году в Таллине.
Летом 1974 года Высоцкий снялся сначала для венгерского, а затем для черногорского телевидения. Это были его первые телевизионные съемки за границей, которые обогатили его творческий путь и расширили его географию.