Химки, ДК «Родина», 4 февраля 1976 года. Фото Вячеслава Тарасенко
Это «Мартин Иден» Джека Лондона. Это «Мартин Иден» Анатолия Эфроса. И это Мартин Иден Владимира Высоцкого. Его самая яркая роль в радиотеатре. Мы прекрасно знаем Высоцкого – поэта, Высоцкого – исполнителя. Но Высоцкого-актера театра и кино мы знаем не менее хорошо. Однако мы часто упускаем из виду его работы на радио. А ведь он принял участие в 11 радиопостановках, которые раскрывают совершенно разные грани его таланта.
«Мартин Иден» — это безусловный шедевр и одна из самых выдающихся радиопостановок в истории отечественного радио.
Сейчас жанр радиоспектакля практически умер, но когда-то это было важнейшее направление в искусстве. У людей не всегда была возможность посещать театры или кино, тогда как радиоприемники были более доступны. Миллионы слушателей знакомились с классикой, артистами и приобщались к искусству именно через радиопостановки.
Участие в таких спектаклях считалось большой честью и ответственностью. В них принимали участие лучшие звезды сцены и режиссеры, такие как Анатолий Васильевич Эфрос, который и адаптировал «Мартина Идена», сыграв в спектакле роль Автора.
Актерский ансамбль был небольшим, но впечатляющим. В роли Мартина Идена выступил Владимир Высоцкий, его возлюбленную Руфь сыграла Ольга Яковлева. Эта эффектная актриса, роковая женщина в жизни, не только очаровала зрителей, но и имела близкие отношения с Анатолием Эфросом, хотя в этот спектакль ее пригласили по ее профессиональным качествам.
Яковлева стала звездой радиотеатра благодаря своему необычному, проникновенному голосу. Роль брата Артура исполнил Николай Волков, а Масляную Рожу, давнего врага Мартина, сыграл Виктор Камаев.
Эфросу предстояло решить непростую задачу — адаптировать толстую книгу в звучащую чуть больше часа постановку. Он использовал редкий перевод Семена Заяницкого и музыку Дмитрия Шостаковича, превратив сюжет в слоеный пирог. События, развивавшиеся в романе последовательно, у Эфроса накладывались друг на друга, что было весьма сложно реализовать в звуке. Однако задумка была блестяще воплощена, в том числе благодаря Высоцкому.
Эфрос ставит «Мартина Идена» в 1976 году, годом ранее он поставил «Вишневый сад» в Театре на Таганке, где Юрий Любимов пригласил его для этой работы. Спектакль стал великолепным, а Высоцкий феноменально сыграл Лопахина. Между Эфросом и Высоцким установились теплые личные отношения, и Анатолий Васильевич стал вторым любимым режиссером Высоцкого после Любимова.
Имело место наслоение основного сюжета и эпизода самоубийства Мартина Идена, что проходило сквозной нитью через радиоповествование. И чем больше мы слушаем, тем больше понимаем, что Высоцкий, играя Мартина Идена, на самом деле играет самого себя: человек, вышедший из низов общества и ставший знаменитым писателем, но не ставший своим в высоком свете и переставший быть своим в той среде, откуда вышел.
Важно помнить, что это 1976 год, когда и сам Владимир Высоцкий вступал в завершающий период своей жизни. Усталость от которой ощущалась в его стихах, ролях и поведении. Он боролся за право на творческую реализацию и возможность общения с публикой, сталкиваясь с непониманием окружения и собственными внутренними конфликтами.
Слова о высоком профессионализме и энтузиазме Высоцкого в работе над спектаклем вспоминали его партнерши и продюсеры. Он проявлял внимание и деликатность, благодаря чему все участники процесса проникались настроением. Высоцкий действительно остро чувствовал материал, и в этом спектакле он проявил не только привычный пыл, но и спокойствие, задумчивость.
Радиоспектакль «Мартин Иден» был записан всего за 12 дней и premiered на всесоюзном радио 11 января 1976 года. А в 1980 году, уже после смерти Высоцкого, этот спектакль выйдет на фирме «Мелодия» на двух гигантских дисках. «Мартин Иден» стал первой, но не единственной совместной работой Владимира Высоцкого, Ольги Яковлевой и Анатолия Эфроса на радио. Однако именно этот герой остался лучшей радиоролью Высоцкого.
Творческое объединение «РАКУРС» на протяжении десятилетий занимается поиском и систематизацией документальной кинохроники и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого. Уникальные съемки, обнаруженные в архивах зарубежных телекомпаний, были обнародованы в России в 1998–2015 годах. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино и были изданы в виде лицензионных DVD. Официальный канал «Владимир Высоцкий» также предлагает доступ к большинству архивных материалов.
В настоящее время ведутся переговоры с несколькими телевизионными архивами о приобретении уникальных съемок Высоцкого, обнаруженных в последние годы.