Москва, 1964 год. Фотопроба к художественному фильму «На завтрашней улице» («Мосфильм», 1965 г.).
Песня 1961 года – одна из первых в творчестве Владимира Высоцкого. Запись была сделана у Константина Мустафиди в 1973 году, когда Высоцкий уже отошел от так называемых «блатных» песен, которые он не исполнял на концертах. К началу 70-х эта страница его биографии фактически закрылась, и запись у Мустафиди служит исторической фиксацией этого этапа.
Ленинград, 10-25 апреля 1963 года. Тема блатных песен в творчестве Высоцкого становится предметом обсуждения так же часто, как и его пагубные привычки. Посмертные критики, как будто объединяют эти аспекты, упрекая Владимира Семеновича в его строках и куплетах. Это кажется особенно ироничным в стране, где значительная часть населения имела опыт заключения или родственные связи с осужденными, а шансон оставался любимым жанром. Почему же Высоцкому нельзя?
Неустановленная фотопроба к кинофильму, 1965 год. Запись, сделанная в гостях у Александра Митты в 1969 году, представляет собой короткую песню, написанную в 1962-м. Обратите внимание, что большинство песен условного блатного цикла длинной не отличаются, возможно, потому, что разговор у блатных – краток.
Город уши заткнул. В 1963 году, на одном из первых публичных выступлений Высоцкого в ВГИКе, он предстает перед слушателями в дружеской атмосфере. Снимок сделан в Томске, в гостинице «Сибирь», 30 декабря 1963 года, где запечатлены Высоцкий, Михаил Туманишвили и Юрий Рыкун.
Несмотря на свою шутливую самоиронию о «голосе с трещиной», на старинной пленке звучит он по-детски, с юношеской манерой исполнения. Мы вновь обращаемся к блатным песням Высоцкого. В предыдущем выпуске акцент был на лирике, а сегодня в фокусе – хулиганы и разбойники.
Запись, сделанная в Куйбышеве в мае 1967 года у Артура Щербака, открывает песню, в которой один из героев поет «До будущей субботы», развивая тематику своего криминального графика. По сути, все эти песни можно считать блатными с условной натяжкой: автор редко использовал тюремный жаргон и криминальную феню, скорее создавая стилизацию и атмосферу.
Во время интервью для газеты «Вечерняя Алма-Ата» в октябре 1973 года на гримёрной Дворца им. Ленина записана песня, где присутствуют слова, требующие перевода для неподготовленного слушателя. Кажется, что критики относились к блатным песням Высоцкого гораздо серьезнее, чем сам автор.
Для Владимира Семеновича этот творческий период действительно был важен, ведь он искал не примитивную, а упрощенную форму исполнения, понятную и четкую. Высоцкий не раз подчеркивал, что именно благодаря этим песням расширил круг своих идей, ощущая это даже в более поздних произведениях, связанных с околоблатной тематикой.
Важно отметить, что блатные песни в репертуаре Высоцкого появились не случайно. В те годы этот жанр был популярен, и, вопреки заблуждениям, его слушали образованные люди – интеллигенты и студенты. Высоцкий, будучи студентом Школы-студии МХАТ, имел возможность учиться у известных преподавателей, таких как Андрей Донатович Синявский, который не раз записывал его песни.
Для Синявского блатные песни стали выражением внутреннего протеста свободного человека против советской действительности. Он сам прошел через лагеря, и когда вернулся на свободу в 1971 году, Высоцкий уже изменился как поэт, актер и человек. Хотя некоторые новые песни Синявскому нравились, он не изменил своего мнения о том, что лучшие произведения Высоцкого – именно блатные.
Конец Оттепели, являвшийся символом процесса над Синявским, совпал с падением интереса к блатной тематике в авторской песне. Высоцкий спел все, что хотел, и, отточив приемы, пошел дальше, но от своих первых песен так и не отрекся.
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы друзей из Творческого объединения «Ракурс». Блатной цикл у Владимира Высоцкого завершился ещё в второй половине 60-х годов, и одной из последних вещей можно считать песню 1966 года, вновь испетую в 1973-м для Константина Мустафиди.
В подготовке программы использованы фотографии из архивов и фонограммы, обнаруженные в ходе кропотливой работы Творческого объединения «РАКУРС». Уникальные материалы, касающиеся жизни и творчества Владимира Высоцкого, были обнародованы в документальных фильмах и доступны для широкой аудитории. В настоящее время ведутся переговоры с телевизионными архивами о приобретении уникальных съемок Высоцкого для дальнейшего издания.