Один Высоцкий: Высоцкий. Глава 76. «Этот рассказ мы с загадки начнем…»

Новокузнецк, драмтеатр им. Орджоникидзе, 4-8 февраля 1973 года. Фото Владимира Богачёва.

Мы много раз обсуждали, как даже самые гениальные замыслы Владимира Высоцкого иногда оборачивались неудачами. Это происходило по различным причинам: будь то цензура или недопонимание со стороны режиссёров. В итоге от задумок Высоцкого иногда оставалась лишь малая доля. Но пластинка «Алиса в Стране Чудес» стала настоящим творческим триумфом как для самого Высоцкого, так и для его команды, которая приложила немало усилий для создания этого проекта.

Для многих детей, выросших в конце 70-х и 80-х годах, эта двойная виниловая пластинка стала обязательной к прослушиванию. Хотя не в каждом доме она была, сотни тысяч детей слушали её миллионы раз, и Высоцкий неожиданно стал «детским» автором. Однако истинная причина успеха «Алисы» заключалась в том, что дискоспектакль был детским лишь по форме. Его содержание находили интересным и взрослые, которые также слушали его с удовольствием.

Известно, что Высоцкий изначально не хотел браться за эту работу. Сначала он согласился, но, углубившись в материал, возникли сомнения. Впрочем, актер и режиссёр Олег Герасимов убедил его попробовать. К тому же Марина Влади, жена Высоцкого, ранее участвовала в радиопостановке «Алисы» во Франции. В конечном итоге Высоцкий согласился.

Настоящее вдохновение пришло к Высоцкому после написания «Марша антиподов». Поначалу его участие в дискоспектакле планировалось только в качестве автора текстов и мелодий, но в ходе работы он сделал демонстрационные записи, которые легли в основу оркестровок.

Хотя в спектакле эту песню позже исполнила Клара Румянова, Высоцкий сам запел несколько номеров. Композитор Евгений Геворгян подошел к материалу с уважением и постарался сохранить оригинальные мелодии Высоцкого. В ходе работы выяснилось, что некоторые композиции никто, кроме него, исполнить не может — не из-за манеры подачи, а просто физически.

Высоцкий обладал голосом с диапазоном в четыре октавы, что подтверждает его уникальность как исполнителя. Ему приходилось исполнять некоторые песни самостоятельно, чтобы передать их истинное звучание.

Работа над спектаклем не была простой. Высоцкий просил Герасимова отметить в сценарии места, где будут звучать песни, и о чем они будут. Но чем глубже он погружался в работу, тем больше стал импровизировать и в какой-то степени стал соавтором постановки. Основой сценария стал перевод Нины Демуровой, но Абсурд, свойственный Кэрроллу, провоцировал команду на эксперименты.

Некоторые персонажи поменяли имена, а Высоцкий даже выдумал новую игру под названием «крохей», что стало своеобразным смешением крокета и хоккея. Так же, как был придуман «крохей», появились и «Странные скачки», ставшие аналогом «Бега по кругу». Это, в свою очередь, лишь подчеркивало абсурдный характер всей постановки.

Важно отметить, что замысел Олега Герасимова был поистине революционным. Книга Льюиса Кэрролла в Советском Союзе не была запрещена, но и не вписывалась в традиционные каноны соцреализма. Тем не менее, несмотря на относительную свободу, абсурд и сюрреализм вызывали у цензоров настороженность.

«Алиса в Стране Чудес» являлась сплошным неконтролируемым подтекстом, и, хотя формально в ней могли высмеиваться дворянство и правящие классы, на самом деле каждый мог увидеть в ней пародию на современность, включая советскую действительность.

Не было никого, кто до Герасимова решился бы адаптировать кэрролловский абсурд для двойной пластинки. Герасимов и Высоцкий хотели сделать не просто детский проект, а сатирическое произведение, в котором даже детские песни имели глубокий взрослый подтекст. Поэтому «Алиса» стала семейным просмотром.

Попугай Пират — это один из главных персонажей Высоцкого в «Алисе». Исполненная им песня звучит великолепно под оркестровку. В этот раз работа над пластинкой длилась три года, и Высоцкий написал более двух дюжин песен для различных персонажей, что стало новым опытом для него.

Благодаря единомышленникам, работа над проектом была успешной. В следующей главе мы расскажем о том, как именно шла работа над дискоспектаклем «Алиса в Стране Чудес» и каких драматических обстоятельств это сопровождалось.

При подготовке программы использованы фотографии из архивов, фонограммы и различные документы, связанные с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого. Творческое объединение «Ракурс» проводит кропотливую работу по поиску, изучению и систематизации материалов, связанных с наследием Высоцкого. Уникальные кадры, найденные за годы работы, были обнародованы в документальных фильмах и выпущены в виде лицензионных DVD.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы