Высоцкий. Глава 63. Свой остров

«И мой корабль от меня уйдёт. На нём, должно быть, славно плыть, с комфортом? Вперёд смотрящий смотрит лишь вперёд, не видит он, что человек за бортом?». Эти строки, написанные в 1970 году, навсегда останутся в памяти. Владимир Высоцкий произнес их на концерте Дюка Эллингтона в Москве, который состоялся на стадионе «Лужники» 9 октября 1971 года.

В 1962 году Высоцкий был лишь начинающим исполнителем, и его репертуар едва превышал два десятка песен. В то время его не взяли в труппу театра «Современник», что стало для него серьезным ударом. Однако через девять лет произошло знаковое событие: в этом театре была поставлена пьеса, в которой звучали его песни. Это стало редким случаем, когда артисту удалось реализовать свои творческие замыслы вместе с командой постановки.

Спектакль, получивший название «Свой остров», был поставлен Галиной Волчек. Она мечтала, чтобы со сцены звучали именно песни Высоцкого, и это требовало немалых усилий, ведь в те годы ему не часто предлагали такие возможности. Убедить управленцев культуры было непросто: в спектакле предполагалось использовать четыре песни Высоцкого, но чиновники долго отказывались от этой идеи, предлагая в замен Булата Окуджаву или Юлия Кима.

Несмотря на все преграды, воля Волчек была несломленной. В итоге в пьесе прозвучали именно песни Высоцкого. Однако сам Владимир Семёнович тогда был занят другими проектами, и песни исполнял Игорь Кваша, который прекрасно вписался в роль положительного героя Карла Рийпса, борющегося за прогрессивные методы добычи сланцев.

Главная песня спектакля открывает действие, и в ней, как и в оригинале, лирический герой покидает уютные края, стремясь к новым горизонтам. Интересно, что хотя некоторые песни были написаны специально для спектакля, другие не имели с ним никакой связи, но их присутствие усиливало общее впечатление.

Первое действие спектакля начиналось с известной песни «Человек за бортом», мелодия которой перекликалась с темами одиночества и поиска себя. Игорь Кваша, исполняя её, решил не подражать манере Высоцкого, а предложить свою интерпретацию, что лишь добавило свежести звучанию.

Галина Волчек вспоминала, что из исполнителей песен Высоцкого, сам Владимир Семенович признавал только Квашу, которому удалось создать свою интонацию, отличающуюся от оригинала. Высоцкий был доволен тем, как его песни звучат в спектакле.

Некоторые тексты, исполняемые со сцены, были переработаны. Высоцкий сам вносил изменения по просьбе Кваши, чтобы соответствовать его восприятию. Важно отметить, что несмотря на изменения, Высоцкий часто варьировал свои песни даже в личных концертах, что давало ему возможность адаптироваться к разным аудиториям.

Спектакль также развивал второстепенную любовную линию, придавая истории дополнительные эмоции. Карл Рийпс, в исполнении Кваши, исполнил ещё одну знаменитую песню, хотя и она, по оценкам критиков, стала наименее удачной в спектакле. Однако сохранилась и авторская версия, которую Высоцкий когда-то демонстрировал в театре.

Интересным моментом стало предложение Высоцкого включить в спектакль еще две песни, которые в итоге не вошли в финальную версию, но их обсуждение показывает, насколько артист был вовлечен в процесс создания.

Премьера спектакля «Свой остров» состоялась 4 сентября 1971 года и стала ярким примером уважительного подхода к творчеству Высоцкого со стороны театра и большей лояльности цензуры. Этот спектакль, к сожалению, так и остался единственным опытом совместной работы Высоцкого и «Современника», но его влияние на культуру и память о поэте было неоценимым.

С тех пор песни, исполненные в этом спектакле, были признаны «залитованными», что дало Высоцкому возможность исполнять их на концертах без опасений. К сожалению, позже не было других аналогичных опытов, и «Свой остров» оставил после себя богатое наследие, став важной вехой в биографии великого артиста.

Оцените статью
Ритм Москвы