«А помнишь, Кира, – Норочка – Красивая айсорочка… Лафа! Всего пятерочка, И всем нам по плечу. Теперь ты любишь Ирочку И маленького Кирочку, А я теперь на выручку К Мариночке лечу». Эти строки Владимир Высоцкий адресовал своему другу Кириллу Ласкари 16 июня 1979 года. С тех пор их дружба стала неотъемлемой частью истории русского искусства.
Долгие годы связывала Владимира Высоцкого и Кирилла Ласкари крепкая дружба. Высоцкий, известный своими музыкальными и театральными работами, не раз мечтал создать что-то совместное с балетмейстером, драматургом и писателем из Ленинграда. Сегодня мы погрузимся в их совместную историю, прослушаем песни, которые они исполняли вместе, и отрывки из редкого интервью Ласкари, записанного в Ленинграде в середине 1980-х годов. Эта пленка является частью уникального архива Семёна Товгера, коллекционера и исследователя творчества Высоцкого.
Слушая голос Кирилла Ласкари, вы наверняка почувствуете знакомый тембр. Это не удивительно, ведь он был сыном известного актера Александра Менакера и сводным братом Андрея Миронова. Их семьи переплетались не только в жизни, но и в творчестве.
Высоцкий и Ласкари мечтали создать театрально-музыкальное произведение, используя образы чекистов и бандитов. Эти идеи затем воплотились в замысле мюзикла «Авантюристы», основанного на повести Алексея Толстого «Необычайные приключения на волжском пароходе». Работа над пьесой началась в конце 1972 года, и вскоре Ласкари представил набросок с местами для песен Высоцкого.
Владимир выполнил свою часть работы удивительно быстро. Уже к январю 1973 года их совместная работа была готова. Запись демоверсий песен проходила в доме Ласкари на улице Римского-Корсакова, где участвовали супруги Ласкари и композитор Георгий Фиртич.
Основным лейтмотивом постановки должна была стать «Песня о Волге». Высоцкий, стремясь сделать ее запоминающейся, однажды ночью за завтраком схватил гитару и уединился в комнате, чтобы через некоторое время вернуться с готовой песней. Хотя «Как по Волге-матушке…» была записана лишь в 1974 году Мариной Влади, она увидела свет лишь спустя 13 лет.
Творческая работа была не просто увлечением – Высоцкий трудился и без договора, не имея уверенности, что проект выйдет на сцену. Но идея русского приключенческого мюзикла была для него крайне захватывающей. Когда все было готово, они выступили перед представителями Министерства культуры, которые отнеслись к их выступлению с энтузиазмом.
Но, как часто бывало с Высоцким, спектакль не разрешили к постановке, несмотря на то что гонорары были выплачены. К несчастью, ни в Ленинграде, ни в Москве пробить его не удалось, и Ласкари был уверен, что дело было в фигуре Высоцкого. «Необычайные приключения на волжском пароходе» были поставлены только в 1983 году, и, хотя они прекрасно прошли у публики, Ласкари вспоминал об этом с негодованием.
Для Кирилла Ласкари их дружба была загадкой, даже несмотря на то, что оба были совершенно непохожи. Они встретились, когда Высоцкий только начинал свою карьеру, но дружба лишь крепла, и они продолжали встречаться и помогать друг другу на протяжении многих лет.
В заключение, можно сказать, что история их сотрудничества — это не просто рассказ о творческом процессе, а глубокая личная связь, ставшая частью культурного наследия России. Важно помнить и ценить такие моменты, которые связывают великих людей и их произведения.