Высоцкий. Глава 4. Концерт в Физтехе

Автор текста: Антон Орехъ

Эти слова Владимир Высоцкий произнес со сцены Московского физико-технического института в городе Долгопрудном во время своего концерта, который трудно назвать очередным. Хотя бы просто потому, что концерт этот состоялся 29 февраля 1980 года. А 29 февраля – сам по себе редкий день. И таких дат в фантастической, стремительной, но короткой исполнительской карьере Высоцкого было всего 5, начиная с 1964 года. И до 1980-го, если верить архивам, он выступал 29 февраля всего однажды, в 1972 году. Впрочем, любопытен концерт в МФТИ не только календарной датой. И вы поймете почему.

На своих концертах Владимир Семеныч с публикой общался регулярно. У него уже сложился определенный порядок такого общения, с более или менее устоявшимся набором театральных, киношных и песенных историй, короткими пояснениями к каждой песне. Но он все-таки предпочитал именно петь, а не тратить время на разговоры. Концерт в МФТИ – один из тех не слишком частых случаев, когда Высоцкий долго, подробно и от души общается с залом и отвечает на записки и прямые вопросы публики. Это потрясающе интересно слушать.

Хотя концерт в МФТИ интересен именно общением Высоцкого с публикой, но без песни мы сегодня, конечно, не обойдемся. Это «Песня про Джеймса Бонда». Но не про агента 007 как такового, а про Шона Коннери, который Бонда сыграл. Это реальная история про приезд знаменитого артиста в Москву, где он с удивлением узнал, что Советский Союз – едва ли не единственное место на земле, где его практически никто не знает. Приехал Шон Коннери для съемок в знаменитом фильме «Красная палатка».

Хотя песня Высоцкого, разумеется, не об этом. Вообще этот день, 29 февраля 1980 года, у Высоцкого получился насыщенным. Концерт в МФТИ начался уже вечером, в полвосьмого. А еще раньше, днем он выступал в учреждении с фантастическим советским названием «НИИ комплексных транспортных проблем». И пока он выступал для специалистов по комплексным проблемам транспорта, в московском Доме Кино шла премьера «Маленьких трагедий» – последнего фильма с участием Владимира Семеныча. Последняя, и одна из самых лучших его работ в кино.

Но вернемся в зал. Обычно концерты Высоцкого продолжались немногим более часа. Но в этот вечер он был настроен не только на исполнение, но и на общение со своими слушателями и оставался на сцене много дольше обычного. Сборника своих стихов при жизни Высоцкий так и не увидел. Только в 1981 году вышел знаменитый, легендарный даже сборник «Нерв», огромная заслуга в издании которого принадлежала Роберту Рождественскому.

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс»: Валерия Басина, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина и Александра Ковановского.

Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого. Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний, обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах.

Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.

В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В. С. Высоцкого. Авторский коллектив ТО «Ракурс» будет признателен всем желающим поддержать новые проекты, открывающие для широкой аудитории зрителей и слушателей в России и за рубежом неизвестные страницы жизни и творчества Владимира Высоцкого.

Оцените статью
Ритм Москвы