Я убежден, что защищать чувства верующих необходимо, в том числе правовыми методами. Русская Православная Церковь сыграла значительную роль в истории России и, надеюсь, будет продолжать это делать. Сегодня важно защищать человека в России всеми возможными средствами: умно, системно и комплексно, избегая импровизаций в законодательстве.
Интересно, возможно ли будет привлечь к ответственности уличенного в прелюбодеянии за оскорбление религиозных чувств, особенно если второй супруг верующий? Если кому-то не нравится пример с прелюбодеянием, можно задать подобный вопрос и относительно воровства, в том числе из казны, или публичного обмана. Например, может ли фильм, пьеса или повесть о счастливых любовниках и незадачливых супругов, которые заполнили историю мировой культуры, быть признанными оскорбительными? Как насчет книг и учебников по теории эволюции и Дарвина? Исследования в области атеистической философии? Ни один положительный или даже нейтральный герой советской литературы или кинематографа не ходил в церковь, и многие из них занимали агрессивные антицерковные позиции. На этих героях долгие годы воспитывались патриоты страны.
Можно ли сегодня переиздавать такие книги? Что делать с Мавзолеем? Как быть с атеистической партией КПРФ? Как защитить чувства самих атеистов? Сколько верующих должно почувствовать себя оскорбленными? Вопросов можно поставить много, где их граница? Как согласовать это со свободой творчества и свободой слова? В Америке шутят, что вторая поправка к Конституции США (право на владение оружием) существует, чтобы власть не забывала о первой поправке (свобода слова и собраний).
Я понимаю, что утрирую и придираюсь к деталям, но если закон не дает четких ответов на подобные вопросы, его стоит доработать, обсудить и учесть нюансы. Существует разнообразный мировой опыт. Например, в некоторых штатах США, если один из супругов уходит к любовнику, этого любовника можно привлечь к суду как за кражу собственности. Это не шутка: суды Америки регулярно рассматривают такие дела.
Важно, чтобы закон не носил избирательный и вкусовой характер. Нет ничего хуже закона, который не выполняется или выполняется не всеми. Кроме того, в законе необходимо разграничить сам поступок и его восприятие в обществе, поскольку в современном мире массовое восприятие подвержено манипуляциям. Вера в России сегодня нуждается в защите, но история показывает, что защищая веру, власть чаще защищает себя, а не церковь, что приводит к ее ослаблению. Этого хотелось бы избежать. А сегодняшним критикам РПЦ стоит научиться видеть за деревьями настоящий лес. Нельзя забывать, что без христианства и РПЦ не было бы Российского государства в мировой истории, а не наоборот.
