Блог «Новой газеты»: Целесообразность человека. Часть 4

Публичная лекция в «Новой» антрополога, лингвиста и семиотика Вячеслава Всеволодовича Иванова.

На лекции, которой ведёт Юлия Латынина, обсуждается неолитическая революция.

— Итак, приступим к неолитической революции. Давайте начнем с более раннего периода, когда начали появляться первые признаки того, что Тейяр де Шарден называл ноосферой. Я говорю о том времени, когда искусство и система символов начали формироваться, что видно на примере пещерных рисунков во Франции и Испании, таких как Ласко, возрастом 20-30 тысяч лет. Эти изображения, которые раньше считали просто искусством, сейчас многие толкуют как символы. Знаменитый французский археолог Леруа-Гуран выдвигал гипотезу, что это могли быть условные знаки, например, символы мужского и женского, отражающие какую-то систему противоложностей. Существует также предположение, что эти рисунки могут представлять собой условные знаки созвездий.

— Минуточку. Меня всегда поражала натуралистичность пещерных рисунков. Архаическое искусство обычно изображает не «то, что видим», а «то, что важно». Например, у американских индейцев каждая часть фигуры животного дополнена изображением глаза, что подчеркивает его важность. Но палеолитические рисунки удивляют своим реализмом.

— Леруа-Гуран, живя в эпоху сюрреализма, конечно, наложил на древнее искусство эстетику своего времени. Однако в Ласко есть точки, которые сложно объяснить как изображения предметов. Множество ученых, включая американского исследователя Маршака и новосибирского учёного Фролова, пытались сосчитать эти точки. Кроме чисел «пять» и «десять», связанных со счетом по пальцам, встречается число «семь», которое может соотноситься с лунной неделей. Это ведёт к мысли, что эти росписи каким-то образом связаны с отслеживанием времени по лунным неделям. Если это так, то одно из первых занятий этих людей могло быть нечто похожее на астрологию. Кстати, Кант замечал, что «есть только две тайны Вселенной, которые действительно волнуют меня — это звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас». Звёздное небо их явно интересовало. Что касается нравственного закона, то в одной из пещер Ласко изображён мёртвый человек и рядом с ним птица, что может свидетельствовать о символике души.

— А люди в этих пещерах жили? Может быть, они только молились, а в то время жили в деревянных хижинах?

— Вероятнее всего, они действительно жили в пещерах. Идея о несовмещения ритуального пространства с жильем на самом деле довольно поздняя. Что касается дерева, то они использовали его для создания лесов, по которым поднимались, чтобы расписывать стены пещер. Ресурсов было мало, кругом были льды, и они могли сделать много из дерева, но сосредоточились на строительстве лесов. Поразительно и то, что у этих людей была настоящая индустрия для производства красной охры. У них имелась технология получения красного цвета: железистую руду разогревали в кострах, добавляя костную смесь как катализатор. Это примерно то же, что необходимо для получения железа. Но зачем им была охра, а не железо? Похоже, что почти все ресурсы были направлены на создание символических росписей на стенах. В моей мысли заключается, что древние общества более разумно оценивали значение искусства, чем мы это делаем сегодня.

Существуют общие взгляды на человеческий мозг и исследования эндорфинов — группы химических соединений, похожих на морфий и вырабатываемых самим мозгом, которые уменьшают боль и вызывают чувство удовольствия. Мы не можем синтезировать их, но можем заняться деятельностью, которая стимулирует их появление. В общем, все способы активации этих возможностей мозга связаны с искусством. Это то, что Юрий Кнорозов называл фасцинацией — идеей о том, что в коммуникации существуют процессы, которые не сводятся к информации, но оптимизируют её передачу и могут существовать без самой информации. Искусство — это всё, что завораживает наш мозг. Если мы теряем эту способность к фасцинации, то расплачиваемся за это распространением наркотиков.

— Минуточку. Я всегда считала, что когда бегаю, у меня в мозгу тоже вырабатываются эндорфины. У меня, определенно, сильная зависимость от серьёзных физических нагрузок. С учетом того, что подобной зависимостью страдают многие мои состоятельные знакомые, можно сказать, что в современных элитах спорт как способ получения удовольствия, вероятно, начал замещать искусство.

— Эндорфины возникают при хорошо организованной физической активности, которую в правильно устроенных обществах, видимо, использовали для искусства.

— Вернемся к высокой роли искусства. Мне, цинику, история о людях, которые вместо домов сооружали леса, напоминает о гибели норвежских поселенцев в Гренландии. Когда норвежцы прибыли туда в X веке, климат был сравнительно тёплым, но в XIV веке началось похолодание. В Гренландии не было дерева для постройки кораблей, что было абсолютно необходимо для выживания, и не было железа. Найденные ножи были сточены до самой рукояти. В этих условиях, когда ресурсы были чрезвычайно ограничены, норвежцы вместо древесины и железа начали привозить с Большой земли в обмен на тюленевые шкуры украшения для церквей и в итоге погибли. Роль искусства в этом случае оказывается двоякой.

— Я как раз и говорю об этом. Похоже, что характер отношений с темными силами, дремлющими в природе, был очень мучителен для человека. В недавно открытой пещере Шове, возраст которой составляет 30-32 тысяч лет, найдены не только кости людей, но и кости медведей — не менее 190 пещерных медведей. Там же, на выступе камня, обнаружен медвежий череп, словно на алтаре. Тогда же начинаются медвежьи могилы.

— Это значит, медведей начали хоронить раньше, чем людей? Похоже, это действительно так. Доживший до наших дней на северо-востоке Азии медвежий культ действительно может быть очень древним. Его следы сохранились даже на севере Японии, у айнов. В семье айнов воспитывался медведь, а когда он вырастал, его помещали в клетку. Другой пример — это лиса. Ранние захоронения появляются где-то 15 тысяч лет до н.э., и чаще всего захоронения человека происходят вместе с лисицей. Однако лису никогда не одомашнивали. Тем не менее во многих культурах существует культ лисы. В Китае это лисы-оборотни, в Европе — Рейнеке-лис, а у шумеров лиса — это особое и интересное животное. Лиса во всех мифах представляется очень умной и является любимым персонажем ранних сатирических текстов. Один из древних шумерских текстов гласит: «Лиса помочилась в океан и сказала: «Смотрите, сколько я могу напрудить».

— Эти люди сами-то впроголодь жили — зачем ещё кормить медведя? По-видимому, идея заключается в том, что существуют высшие силы в природе, которые мы не можем победить. Поэтому им следует поклоняться. Необходимо создавать систему религии, которая будет включать поклонение различным страшным вещам, которые антропологи позже назовут тотемами.

— Иными словами, неолитическая революция произошла от когнитивной ошибки? Люди поклонялись всем, и некоторые из них при этом одомашнились?

— Очень похоже. С растениями ситуация аналогична. Тотемами могут быть как животные, так и растения. Я не согласен со взглядом Фрейда на древнюю семью, но основная идея его книги «Тотем и табу» о том, что в течение долгого времени люди увлекались культом священных существ и вещей, и затем ограждали себя множеством запретов, кажется справедливой.

Оцените статью
Ритм Москвы