Статья Юлии Латыниной о национализме, рассматриваемом как инструмент, на первый взгляд связана с Навальным, однако на самом деле глубже затрагивает природу и философию этого явления. С подачи Навального каждый разумный человек, не работающий на Партии жуликов и воров, должен сегодня честно осознать свою позицию, без лицемерных ужимок и жеманных «фи».
Латынина весьма точно выделяет два различных типа национализма:
— Плебей-националист, исповедующий национализм как идеологию толпы, считает, что «я — русский (или я — француз, или я — немец, или я — чеченец), поэтому я самый хороший, и мне все должны».
— Аристократ же полагает, что «я — русский, поэтому я должен служить России».
Для меня аристократический национализм, который накладывает на человека определенные обязанности (я — русский, я родился в этой стране, и поэтому я должен служить ей), является позитивным и важным. Напротив, национализм быдла, утверждающий, что «я — русский, поэтому я — замечательный», вызывает у меня отвращение.
Я полностью согласен с этим определением и хотел бы добавить о своем отношении к данной проблеме. Я являюсь сионистом, то есть сторонником безусловного права еврейского народа на собственное государство в Земле Израиля со столицей в Иерусалиме. Сионизм, нравится это кому-то или нет, является еврейским националистическим движением. Будучи еврейским националистом, я не имею ни малейшего морального права осуждать русский национализм или отрицать его право на существование. Ксенофобия же для меня омерзительна вне зависимости от того, против кого она направлена. Даже если посты, посвященные расовой неполноценности азербайджанцев с цыганами или подсчету татарских фамилий в штатном расписании ОВД Сагры, подписаны еврейской фамилией Roizman, они не становятся для меня менее отвратительными.
К сожалению, само слово «национализм» в значительной степени скомпрометировано в мире, включая Россию, Израиль, Францию и Индию, различными маргинальными группами, использующими его как знамя. В связи с этим порядочный человек испытывает искушение дистанцироваться от этого понятия. Об этом достаточно подробно и с примерами говорится в июньской переписке Рубинштейна с Акуниным.
Если Навальный видит в существующем русском национализме какие-то здоровые силы, то я, должен признаться, пока их не вижу. Все известные мне русские националистические движения в той или иной мере разделяют расовую теорию Гитлера, лишь наспех подредактированную в плане списка «неполноценных» народов. Но если Навальный готов сам сформировать и возглавить силу, которая бы отстаивала права русских на Россию без ксенофобии, то я бы только приветствовал её появление.
PS. Стоило бы упомянуть о лозунге «Хватит кормить Кавказ», но, думаю, эта тема заслуживает отдельного поста.