Минэкономразвития представило отрицательный отзыв на законопроект № 603668-5, который предполагает ограничение закупок дорогих автомобилей для госчиновников одним миллионом рублей за единицу. Проект отзыва размещён на сайте министерства, где приводятся три основных аргумента против принятия таких ограничений.
Во-первых, расходование бюджетных средств не должно ограничиваться только на закупку автомобилей. Бюджетные средства могут быть направлены также на приобретение техники, мебели, отделочных работ и так далее. Таким образом, законопроект, ограничивающий закупку дорогих легковых автомобилей, не решает проблему расходования бюджетных средств в целом.
Во-вторых, закупка дорогостоящих автомобилей, которые имеют более длительный срок эксплуатации, может потребовать меньших затрат бюджета, чем частые ремонты и замена менее качественной техники.
В-третьих, сумма в один миллион рублей, предложенная для покупки автомобиля, является субъективной. Это означает, что вместо неё можно установить любую другую цифру, поэтому лучше вообще не вводить никаких ограничений.
В качестве примера приводится альтернативный законопроект № 601773-5, в котором предложено установить потолок стоимости чиновничьего автомобиля в два миллиона рублей. Однако, как отмечается, эта цифра также носит субъективный характер. Это аргумент против любых попыток ограничить коррупционные практики при закупках. Объективных критериев стоимости чиновничьего автомобиля не существует.
О текущем состоянии дел с закупкой автомобилей, дороже двух миллионов рублей, можно ознакомиться на сайте депутата Гудкова. Там представлены таблицы с информацией о таких закупках. Например, Дума округа Югра в 2008 году приобрела белый Audi A8 за 4 млн 173 тысячи рублей, администрация Красноярска — серый Audi A8L за 4 млн 956 тысяч рублей, а управление делами губернатора Нижегородской области приобрело сразу 10 черных Audi A8L по 3 млн 442 тысячи каждую. Также Федеральная служба по оборонному заказу купила черный Audi A8L за 4 млн 8 тысяч рублей, и это далеко не все примеры.
По версии Минэкономразвития, данные расходы оправданы тем, что они позволяют сэкономить бюджетные средства на последующий ремонт автопарка. Однако есть и другие данные. Например, по информации Счётной палаты, только на колеса и страховку бронированного Mercedes S 600 Guard губернатора Самарской области Владимир Артякова бюджет тратил 1,8 млн рублей в год. Содержание Mercedes его коллеги из Саратовской области Павла Ипатова в два года обошлось казне в 5,7 млн рублей, и это без учета ремонтов и в пределах гарантийного срока эксплуатации.
Таким образом, вопрос экономии становится все более спорным.
Стоит отметить, что отрицательный отзыв МЭР на законопроект № 603668-5 иронично назван «проектом». Это создаёт впечатление, что министерство ожидает экспертных заключений, на основании которых документ может быть пересмотрен. Заключения просят направлять по адресу 125993 ГСП-3, А-47, Москва, ул. 1-я Тверская Ямская, д. 1, а также на электронный адрес SazonovaO@economy.gov.ru.
Неясно, куда пойдут все эти экспертные заключения и кто будет их рассматривать. Электронное правительство продолжает действовать в привычном ключе.