Московские власти оказались в непростой ситуации с инициативой массового сноса «хрущевок» и переселения их жильцов в новые дома. После громкого объявления о начале программы сноса, власти быстро приступили к реализации проекта: законопроекты были подготовлены и отправлены на утверждение, начались встречи руководителей районов с жителями предполагаемых к сносу домов, а финансирование в размере почти 100 миллиардов рублей уже было заложено в бюджет Москвы на 2017 год.
Однако вскоре стало очевидно, что «что-то пошло не так». Нормы законопроектов оказались в явном противоречии с Конституцией, а жители Москвы начали проявлять активный интерес к происходящему. Многие из них не были готовы спокойно подчиняться решениям властей. В результате возникли серьезные проблемы: отступить невозможно, а продвигать проект дальше также не выходит.
Почему так произошло? Могло ли быть иначе с учетом представлений властей о том, как нужно действовать? Примечательно, что, не завершив предыдущую программу по сносу «хрущевок», власти объявили о новой, значительно более амбициозной программе. Действительно ли это было необходимо? Сыграли ли свою роль президентские выборы 2018 года? Главная проблема заключается не только в недостаточной проработанности вопроса, но и в том, что подход властей к сносу «хрущевок» напоминал методы, использованные при сносе торговых объектов в Москве.
Слова мэра Собянина о том, что «нельзя прикрываться бумажками о собственности, приобретенными жульническим путем», стали поводом для сомнений. Напрашивается вопрос: думали ли власти, что так же легко пройдет и процесс переселения москвичей, отказывающихся видеть в переселении счастье? Разобраться с сотнями мелких предпринимателей — одно, а решать вопросы переселения десятков тысяч жителей — совсем другое.
Не учли и того, что в России сложилась модель приватизации жилищного фонда, в которой существует распределенная собственность на жилье. Это делает вопросы расселения и переселения сложнее, и решать их «на скорую руку» не получится. Люди, не живущие в достатке, с трепетом относятся к своей собственности, даже если это «хрущевки». Именно поэтому возникает вопрос переселения не в «равнозначное», а в «равноценное» жилье. Власти, создавая новые проблемы, должны учесть существующие обязательства и обещания.
Необходимо тщательно прорабатывать все аспекты, даже если это происходит с опозданием. Учитывая прошлые неудачи, власти, вероятно, теперь испытывают сожаление, что инициировали этот проект. Однако на те миллиарды рублей, потраченные на тротуарную плитку в рамках проекта «Моя улица», можно было бы переселить немалое количество «хрущевок».
Среди инициатив московских властей, многие из которых можно охарактеризовать как спорные, снос «хрущевок» выделяется высоким уровнем рисков для властей. Большое количество недовольных жителей — это лишь вопрос времени. Скоро станет очевидно, что быстро решить проблему не получится, и ожидания, завышенные на старте, приведут к недовольству переселенцев. Также недовольными будут те, кто не получит желаемое, и те, кто столкнется с новыми стройками под окнами.
Таким образом, проблему не удастся решить без крупных негативных последствий. Вряд ли оптимистичный подход властей оправдает ожидания граждан, ведь, как показывает практика, подобные проблемы с кондачка не решаются. И тогда мы услышим в ответ: «Вот неблагодарные, мы же ради них стараемся…»